Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 24.05.2016 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом

Интернет–портал «Инновации в образовании»
Сетевое объединение общественных методистов


«КАЧЕСТВО – ДОСТУПНОСТЬ – ОТКРЫТОСТЬ»

(миссия проекта)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Cетевая модель автоматизированного
внутришкольного мониторинга качества обучения на основе ИКТ»

(Разработано в соответствии с проектом Минобрнауки России
«Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»)


Введение

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» – так записано в современной модели образования – 2020.

Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является формирование механизмов независимой оценки качества и востребованности образовательных услуг, посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования, и механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Министерством образования и науки России к ключевым общесистемным изменениям в системе образования к 2020 году отнесены принципы общественного управления и контроля качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне. В новой модели образования, в которой процесс обучения должен стать многообразным и вариативным, для реализации этих принципов важная роль отводится как внешней, так и внутренней системам оценки качества, ориентированным не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. Одним из механизмов реализации внешней системы контроля качества становится ЕГЭ, который с 2009 года переходит в штатный режим на всей территории России. В этих условиях назрел вопрос внедрения в образовательную среду такой системы внутришкольного текущего мониторинга (аудита) качества, которая позволила бы оперативно оценить и своевременно скорректировать учебный процесс для достижения конечного результата. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы независимого оценивания качества образования на основе ИКТ, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка.

Серия инновационных проектов, посвященная внедрению новых оценочных процедур в образовательную среду ОУ на основе ИКТ, была начата в 2005 году по согласованию с Управлением образования Администрации Ульяновской области.

Первый проект этой серии «Система автоматизированного мониторинга качества подготовки студентов в соответствии с ГОС СПО» был реализован в Ульяновском техникуме экономики и права совместно с Симбирской инновационной компанией в рамках Программы «Развитие инновационных процессов в ОУ Ульяновской области». В результате этой работы техникум, используя разработанную специалистами компании универсальную тестовую систему «Дикобраз»®, являющуюся программным инструментом для выполнения различных диагностик на основе компьютерных тестовых технологий, внедрил систему автоматизированного мониторинга в образовательную среду учебного заведения.

Весной 2008 года данная инструментальная среда была модернизирована под сервисы Интернет, и на её основе Ассоциацией лучших школ Ульяновской области был реализован второй проект «Мониторинговые исследования готовности выпускников школ к ЕГЭ–2008». В проекте приняли участие более шестисот учащихся, которые впоследствии подтвердили предварительные оценки официальными результатами ЕГЭ–2008. Однако коррекцию учебной деятельности по результатам мониторинга выполнить не удалось, так как сами исследования проводились уже в конце учебного года.

Настоящий проект «Сетевая модель автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения на основе ИКТ», объявленный редакцией специализированного образовательного Интернет–портала «Инновации в образовании» при поддержке Ассоциациии лучших школ Ульяновской области, является третьим проектом в серии инновационных проектов внедрения универсальной автоматизированной тестовой системы диагностики качества образования в образовательные учреждения, объединяет результаты первых двух и предлагается как один из возможных путей «дорожной карты» реализации современной Модели Российского образования к 2020 году в области независимых оценочных технологий.

Внедрение проекта позволит создать прозрачную, объективную систему независимой оценки качества образования в ОУ, отработать механизмы внутришкольного мониторинга, отличающиеся автоматизацией и оперативностью, а также доступностью их для общественности через средства массовой информации.

1. Цель проекта:

Создание и внедрение в образовательную среду учебных заведений механизма независимой оценки качества обучения, прозрачной объективной сетевой технологии автоматизированного внутришкольного мониторинга (аудита) качества учебных достижений учащихся на основе ИКТ для достижения качества образования и его открытости для общественности.

2. Задачи проекта:

2.1. Разработать и внедрить в общеобразовательных учреждениях систему автоматизированного внутришкольного мониторинга (аудита) качества подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по мере прохождения учебных программ по общеобразовательным дисциплинам, с использованием аналитических материалов ЕГЭ и рекомендаций Федеральных органов управления образованием. Сформировать:

  • механизмы внутренних оценочных процедур качества обучения учащихся на базе независимой компьютерной диагностики, ориентированных на конечный результат;
  • механизмы своевременной коррекции учебного процесса с использованием аналитических данных оперативного внутреннего мониторинга

2.2. Создать на базе web-ресурса Интернет-портала «Инновации в образовании» сетевую модель взаимодействия образовательных учреждений (администрации, методистов, учителей, учащихся, родителей) при организации внутришкольного мониторинга качества обучения, в том числе:

  • сетевую модель взаимодействия общественных методистов по подготовке, наполнению и администрированию единой базы тестовых заданий, методических рекомендаций для организации мониторинга и использования аналитических материалов его результатов;
  • сетевую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса при организации независимой компьютерной диагностики и формировании её результатов (структурная схема см. приложение 1).

2.3. Создать единый электронный банк тестовых заданий на основе единого классификатора проверяемых проверяемых элементов содержания учебных дисциплин и требований к уровню подготовки учащихся в соответствии со стандартами образования.

2.4. Создать web-сервисы для организации Интернет–диагностики учащихся ОУ и обработки её результатов на сервисных страницах портала «Инновации в образовании», используя ресурс портала в качестве технологической платформы проекта.

2.5. В компьютерных классах образовательных учреждений создать единую технологическую платформу для функционирования комплекса программных средств универсальной автоматизированной тестовой системы «Дикобраз»®.

2.6. Обучить организаторов мониторинга и педагогов основам применения контрольно-оценочных процедур с применением ИКТ и технологий Интернет–тестирования.

2.7. Предоставить результаты мониторинга школьникам, их родителям и администрации ОУ для организации коррекционной работы с обучающимися.

2.8. Предоставить администрации школ возможность открытой публикации результатов мониторинга на страницах портала «Инновации в образовании», зарегистрированного в качестве официального СМИ.

2.9. Разработать рекомендации о возможностях использования технологии Интернет–тестирования для:

  • организации проведения или репетиции государственной итоговой аттестации выпускников основной и начальной школы в форме «малого ЕГЭ»;
  • осуществления мониторинга качества образования при аттестации ОУ лицензирующими органами образования;
  • организации оперативного мониторинга региональными (муниципальными) органами управления образованием в ОУ;
  • организации входного контроля качества знаний студентов системы профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам;
  • организации работы с талантливой молодёжью в форме проведения олимпиад, конкурсов, чемпионатов.

3. Участники проекта и их функции

3.1. Региональные (базовые) лаборатории компьютерной диагностики качества образования:

  • разработка и внедрение в образовательную среду образовательного учреждения(ий) независимой системы автоматизированного внутришкольного мониторинга качества подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по мере прохождения учебных программ по общеобразовательным дисциплинам, с использованием аналитических материалов ЕГЭ и рекомендаций Федеральных органов управления образованием;
  • содействие внедрению в ОУ региона систем автоматизированного внутришкольного мониторинга качества подготовки учащихся на основе независимых оценочных Интернет–технологий;
  • оказание услуг по независимой компьютерной диагностике качества обучения другим образовательным учреждениям региона (муниципалитета) (на возмездной основе);
  • оказание услуг педагогам по созданию системы коррекционной работы с учащимися;
  • предоставление информации о результатах диагностики для опубликования в СМИ.

3.2. Общественные организации (ассоциации, общественные и попечительские советы, родительские комитеты и др.):

  • оказание организационной и методической помощи ОУ при разработке внутренних оценочных процедур качества обучения учащихся на базе независимой компьютерной диагностики, ориентированных на конечный результат;
  • оказание методической помощи педагогам по созданию системы подготовки к новым формам государственной итоговой аттестации;
  • оказание содействия в пропаганде положительного опыта ОУ.

3.3. Сетевое объединение общественных методистов (СООМ):

  • участие в разработка классификатора проверяемых элементов содержания и умений по учебным дисциплинам;
  • участие в актуализации и наполнении банка тестовых заданий;
  • разработка методических и комплектация контрольно–измерительных материалов;
  • содействие организации контроля качества и подготовки к ЕГЭ;
  • оказание консалтинговых услуг руководителям и педагогам ОУ по внедрению независимой системы оценки качества обучения, проводимой в рамках внутришкольного мониторинга.
  • практическая апробация новых компьютерных тестов.

3.4. Интернет–портал «Инновации в образовании»:

  • техническое сопровождение работ по внедрению в ОУ региона внутришкольных автоматизированных систем мониторинга и механизмов независимой оценки качества образования;
  • предоставление услуг по технологическому сопровождению независимой компьютерной диагностики качества образования в ОУ;
  • консультирование по установке лицензионного ПО и компьютерных тестов;
  • создание (компилирование) компьютерных тестов;
  • компьютерная обработка результатов тестирования и создание аналитических материалов на сервисных страницах ОУ;
  • организация и проведение форумов (семинаров) по проблеме управления качеством образования в ОУ, на муниципальном уровне.

3.5. Научные организации

  • научно–методическая поддержка деятельности инновационного партнерства.

3.6. Образовательные учреждения

  • организация и проведение Интернет–тестирования по отдельным дисциплинам учебного плана;
  • анализ результатов тестирования и создание системы коррекционной работы с учащимися;
  • внедрение в ОУ механизмов независимой оценки качества образования на основе независимой диагностики качества учебных достижений учащихся, проводимой в рамках внутреннего мониторинга качества образования.

4. Этапы реализации проекта

1 этап: сентябрь 2008 – декабрь 2008 г.г.

4.1. Создание Сетевого объединения общественных методистов. (В рамках инновационного партнёрства и социального взаимодействия между Ульяновским ИПКПРО и редакцией Интернет-портала «Инновации в образовании» в соответствии с соглашением от 03.09.2008г., приложение 3).

4.2. Разработка положения о Сетевом объединении общественных методистов.

4.3. Создание единого классификатора тестовых заданий по модели общероссийского кодификатора ФИПИ.

4.4. Создание на основе классификатора банка тестовых заданий для выявления качества подготовки учащихся старших классов в соответствии со стандартом общего образования по основным темам 10–11 классов по следующим дисциплинам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, литература, информатика.

4.5. Создание сетевой модели взаимодействия региональных (базовых) лабораторий компьютерной диагностики качества образования (РЛКД, БЛКД), установка в ОУ ПО «Дикобраз»®, настройка Интернет, обучение организаторов мониторинга основам применения независимых контрольно–оценочных процедур с применением ИКТ.

4.6. Апробация процедуры компьютерной Интернет–диагностики учащихся в компьютерных классах ОУ – РЛКД (БЛКД) с использованием технологической платформы Интернет-портала «Инновации в образовании».

4.7. Разработка рекомендаций для создания в ОУ системы внутреннего мониторинга (аудита) качества подготовки учащихся старших классов в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по мере прохождения учебных программ по общеобразовательным дисциплинам, с использованием аналитических материалов ЕГЭ и рекомендаций Федеральных органов управления образованием.

2 этап: январь 2009 – июнь 2009 г.г.

4.8. Разработка сервисных разделов (страниц) на портале «Инновации в образовании» для организации сетевого взаимодействия участников проекта.

4.9. Обучение педагогов образовательных учреждений основам применения контрольно-оценочных процедур с применением ИКТ.

4.10. Построение матриц рубежных и итоговых срезов для внутришкольного автоматизированного мониторинга качества.

4.11. Составление планов и паспортов тематических, рубежных и итоговых тестов, используемых для проведения мониторинга.

4.12. Проведение компьютерной диагностики в соответствии с матрицей мониторинга.

4.13. На основе внутреннего автоматизированного мониторинга выявление качества подготовки учащихся старших классов в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по мере прохождения учебных программ.

4.14. Предоставление результатов мониторинга школьникам, их родителям и администрации ОУ для организации коррекционной работы с обучающимися.

4.15. Выполнение коррекционных процедур учебного процесса.

4.16. Оказание консалтинговых услуг ОУ (по их заявке) по проектированию и запуску внутришкольной системы мониторинга и ОКО на основе Интернет–технологий и ИКТ.

4.17. Обеспечение компьютерного (тематического и рубежного) тренинга учащихся.

4.18. Мониторинг готовности выпускников школ региона к сдаче ЕГЭ. Проведение компьютерной репетиции ЕГЭ.

4.19. Подготовка аналитического отчета по итогам внутришкольного мониторинга для освещения результатов на портале «Инновации в образовании».

3 этап: с августа 2009 г.

4.20. Выполнение анализа технологичности предложенной модели внутришкольного мониторинга и результатов её реализации.

4.21. Создание единого «непрерывного» классификатора проверяемых элементов содержания учебных дисциплин, используемого автоматизированной тестовой системой. Корректировка и создание на его основе банка тестовых заданий компьютерных тестов для тематического, входного, рубежного и итогового контроля учебных достижений учащихся 3–11 классов общеобразовательных учреждений по всем учебным дисциплинам.

4.22. Дальнейшее развитие проекта с целью использования возможностей независимой автоматизированной тестовой системы для:

  • организации независимой диагностики качества учебных достижений учащихся, проводимой ОУ в рамках внутришкольного мониторинга;
  • организации независимой диагностики качества учебных достижений учащихся, проводимой специализированными организациями, осуществляющими независимую оценку качества образования (в том числе по инициативе родительской общественности);
  • проведения регионального (централизованного) мониторинга качества учебных достижений учащихся по единым критериям на всех ступенях общего образования,
  • организации работы с талантливой молодёжью в форме проведения конкурсов, олимпиад, чемпионатов;
  • организации проведения или репетиции государственной итоговой аттестации выпускников основной и начальной школы в форме «малого ЕГЭ»;
  • осуществления контроля качества учебных достижений учащихся при проведении контрольно-инспекционной деятельности органами управления образованием;
  • организации входного контроля качества знаний студентов учреждений профессионального образования по общеобразовательным дисциплинам.

4.23. Создание системы подготовки руководителей ОУ и педагогов к проектированию и запуску моделей внутришкольного мониторинга на основе сетевой технологии и ИКТ (с учетом особенностей образовательной программы ОУ).

4.24. Привлечение к проекту участников из различных регионов России.


Примечание:
Проект презентован Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки РФ (письмо №81/09 от 03.11.2009).

>>версия для печати...

>>назад...

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2016, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru