Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 09.01.2022 г.  
Главная
Реформа образования
Диагностика учебных достижений школьников (Интернет–тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации



На пульсе Знания. Инновационный проект (Интернет-тестирование учебных достижений школьников)

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Cетевая модель автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения на основе ИКТ»

«КАЧЕСТВО - ДОСТУПНОСТЬ - ОТКРЫТОСТЬ»

(миссия проекта)

Интернет–тестирование в общеобразовательных учреждениях

автоматизированный внутришкольный мониторинг качества образования



Краткий отчёт
о реализации инновационного проекта в образовательных учреждениях
Ульяновской области в 2009–2010 учебном году

1. Статистика участия в проекте общеобразовательных школ муниципалитетов
Ульяновской области

Всего на 01.06.2010 г. в тестовой системе «Дикобраз» зарегистрировано 298 образовательных учреждений Ульяновской области, включая учреждения высшего и среднего профессионального образования.

В отличие от 2008 года, когда 50% школ в силу разных причин организовывали тестирование на базе муниципальных опорных школ, в 2009–2010 уч.году практически все школы, принявшие участие в проекте, освоили технологию Интернет–тестирования с использованием тестовой системы «Дикобраз» на своей базе.

В период зимней и весенней сессий с января по июнь 2010 года в инновационном проекте приняли участие 240 школ из всех муниципальных образований Ульяновской области, что составляет 47% от общего числа общеобразовательных учреждений региона.

Всего за этот период протестировано по области 19266 учащихся.

Данные о количестве школ и учащихся Ульяновской области, принявших участие в независимой диагностике, представлены в «Сводной ведомости участия образовательных учреждений Ульяновской области в инновационном проекте в период январь–июнь 2010 года» (см. табл.1).

Сводная ведомость участия образовательных учреждений Ульяновской области
в инновационном проекте в период январь–июнь 2010 года

табл.1

Наименование муниципалитета Количество школ Количество протестировавшихся учащихся по предметам:
в
с
е
г
о
участие в проекте в
с
е
г
о
Русский язык Математика
(алгебра, геометрия)
Физика Обществознание Проч
ед. % 4 кл. 5 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 4 кл. 5 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 10 кл. 11 кл. 10 кл. 11 кл. 11 кл.
Базарносызганский район 9 6 67% 521 71 123 62 71 133 61
Барышский район 25 23 92% 2364 384 523 221 14 385 24 488 222 11 20 7 10 48 7
Вешкаймский район 19 7 37% 394 14 104 78 15 106 77
г. Димитровград 17 7 41% 904 63 276 98 8 51 294 100 14
Инзенский район 20 14 70% 637 21 189 110 21 189 107
Карсунский район 19 4 21% 95 19 25 3 19 26 3
Кузоватовский район 22 10 45% 945 138 237 117 139 206 108
Майнский район 25 2 8% 28 6 6 12 4
Мелекесский район 22 14 64% 613 108 1 7 101 74 134 1 7 114 60 6
Николаевский район 27 13 48% 898 152 17 30 147 91 28 104 6 38 154 74 18 24 15
Новомалыклинский район 15 14 93% 508 156 10 87 158 10 87
Новоспасский район 12 9 75% 758 71 160 162 114 156 95
Павловский район 15 12 80% 567 76 147 34 12 83 143 33 12 15 12
Радищевский район 15 9 60% 435 75 92 51 89 90 38
Сенгилеевский район 15 5 33% 376 44 48 56 33 44 36 56 32 7 12 8
Старокулаткинский район 13 11 85% 530 84 125 54 82 130 55
Старомайнский район 17 8 47% 463 37 138 57 37 136 58
Сурский район 21 9 43% 815 103 3 187 97 107 3 186 91 27 11
Тереньгульский район 16 6 38% 398 61 51 54 55 63 76 19 19
г. Ульяновск 93 16 17% 2747 422 557 384 19 369 562 413 21
Ульяновский район 24 13 54% 1753 237 329 174 139 241 313 177 143
Цильнинский район 30 14 47% 635 25 175 100 2 26 194 111 2
Чердаклинский район 20 10 50% 1205 204 3 219 108 3 257 3 273 126 3 3 3
г. Новоульяновск 5 4 80% 677 102 8 150 77 102 7 153 78
ИТОГО по региону: 516 240 47% 19266 2667 18 51 4119 2349 258 2709 7 82 4167 2310 256 93 14 64 75 27

2. Рейтинг активности муниципальных образований Ульяновской области в реализации проекта

Положительные моменты реализации проекта впервые позволили сформировать региональный рейтинг активности муниципальных образований в реализации инновационного проекта, (см. табл. 2).

табл.2

Наименование МО Участие школ в проекте Публикация опыта проведения диагностики, выступления, доклады на семинарах Участие педагогов в СООМ и в составлении тематических тестов Организация мониторинга в МО Активность финансовой поддержки МО Обучение кадров, проведение семинаров Организация работ (делопроизводство, подготовка технической базы, выполнение инструкций, грамотная техническая поддержка) СУММА набранных баллов
Набранные баллы
1 Барышский район 9 2 3 3 3 20
2 Новомалыклинский район 9 2 5 3 19
3 Сенгилеевский район 3 5 7 3 18
4 Николаевский район 4 2 3 2 3 3 17
5 г.Новоульяновск 8 2 2 12
6 Мелекесский район 6 3 3 12
7 Чердаклинский район 5 2 5 12
8 Тереньгульский район 3 3 3 3 12
9 Старокулаткинский район 8 3 11
10 Павловский район 8 3 11
11 Новоспасский район 7 3 10
12 Инзенский район 7 3 10
13 Радищевский район 6 3 1 10
14 Кузоватовский район 4 3 3 10
15 г.Ульяновск 1 6 1 2 10
16 Базарносызганский район 6 3 9
17 Ульяновский район 5 2 2 9
18 г.Димитровград 4 2 6
19 Цильнинский район 4 1 5
20 Карсунский район 2 3 5
21 Старомайнский район 4 4
22 Сурский район 4 4
23 Вешкаймский район 3 3
24 Майнский район 0

3. Слабо усвоенные элементы (западающие темы) содержания учебного курса

В ходе диагностики выявлены следующие наименее усвоенные учащимися темы (дидактические единицы).

Слабо усвоенные темы курса

табл.3

Математика 11 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
2.6.7 Решение комбинированных неравенств: решать, находить решения по заданному условию 0%
5.7.1 Комбинации многогранников. Проводить доказательные рассуждения и вычислять значения геометрических величин 0%
5.2.2 Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Применять указанные элементы содержания при решении задач 3,1%
5.7.3 Комбинации многогранников и тел вращения. Проводить доказательные рассуждения и вычислять значения геометрических величин 10,4%

Русский язык 11 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
10.5 Анализ средств выразительности русской речи 2,2%
5.8 Сложное предложение. (сложносочинённые, сложноподчинённое) 34,9%
5.7 Грамматика. Осложнённое простое предложение 39,2%

Математика 10 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
3.3.3 Экстремумы функции: находить аналитически 9,1%
г_3.3 Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника 10,4%
5.5.2 Пирамида. Проводить доказательные рассуждения и вычислять значения геометрических величин 13,0%
5.2.2 Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции 13,3%
3.1.5 Четность (нечетность) функции: распознавать, использовать свойства при решении задач 16,1%
г_8 Решение планиметрических задач 16,4%

Русский язык 10 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
5.8 Сложное предложение. (Сложносочинённые, сложноподчинённое) 26,0%
3.3 Морфемика и словообразование. Основные способы словообразования 36,5%

Математика 9 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
г_2.6 Правильные многоугольники. Вписанные и описанные многоугольники. 22,8%
а_6.5.2 Арифметическая прогрессия. Формулы общего члена арифметической прогрессии и суммы n первых членов арифметической прогрессии. 24,1%
а_8.1.8 Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы; чтение и интерпретация. Числовые функции, описывающие эти процессы.. 29,8%

Русский язык 9 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
5.8 Сложное предложение. (Сложносочинённые, сложноподчинённое) 29,4%
3.3 Морфемика и словообразование. Основные способы словообразования 36,5%

Математика 4 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
6.1.8 Письменные приёмы арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, решения текстовых задач) 49,8%

Русский язык 4 класс

Код элемента содержания Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Усвоение
в %
1.1 Фонетические единицы языка. (Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Соотношение звука и буквы). Алфавит. 44,5%
1.3 Фонетический и орфоэпический разбор и анализ слова 49,2%

4. Анализ эффективности и объективности внутришкольной диагностики

В качестве оценки эффективности и объективности внутришкольной диагностики качества обучения учащихся использованы данные инспекционных выборочных проверок качества учебных достижений учащихся, проведение которых осуществлялось экспертами Комитета в соответствии с декларируемыми принципами Модели общественно-государственного контроля качества обучения. Такие проверки по графику Комитета проведены в 33 школах области, протестированы в присутствии эксперта Комитета 314 учащихся. Процент выборки составил 57–60%.

Данные анализа показали:

  • При организации выборочной контрольной проверки методом тестирования в присутствии эксперта все показатели ниже, чем при самостоятельном тестировании учащихся в образовательном учреждении.
  • Лишь две школы при контрольной проверке подтвердили свои показатели (МОУ Озерская СОШ МО Чердаклинский район и МОУ Теньковская СОШ МО Карсунский район), что свидетельствует об объективности проведения внутришкольной независимой диагностики качества обучения в этих ОУ.
  • Фактический показатель СОУ, в среднем, при выборочной проверке ниже на 20-30%.
  • Процент выполнения тестовых заданий (тестовый процент) при выборочной проверке ниже, в среднем, на 15-25 %.
  • Реальная оценка за выполнение тестовых заданий, при выборочной проверке, в среднем, на 1 балл ниже.
  • В целом, при организации школой внутренних мониторинговых исследований, которые школа проводит по собственной инициативе и не передаёт в Комитет, показатели совпадают с реальной ситуацией качества обучения. При проведении диагностики по инициативе Комитета в рамках процедур аккредитации или контрольных проверок, показатели завышаются отдельными образовательными учреждениями на 20-30%.

5. Анализ использования учебников по русскому языку и математике в 4, 9, 10 и 11 классах общеобразовательных учреждений Ульяновской области

Анализ использования учебников выполнен по данным матриц независимой компьютерной диагностики качества учебных достижений учащихся на 2010 год, представленных образовательными учреждениями (в количестве 161-ой школы) в ИСРЦ «Инновации в образовании» и федерального перечня учебников, допущенных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 уч. год., утверждённого приказом МОН РФ от « 9 » декабря 2008 г. № 379. При анализе также учтены данные проекта перечня МОН РФ на 2010/2011 уч. год.

Данные анализа показали:

1. Количество наименований учебников по русскому языку и математике, разрешённых к использованию в 4, 9, 10 и 11 классах в соответствии с перечнем МОН РФ, ед.
 – 114
2. Количество наименований учебников по русскому языку и математике из перечня МОН РФ, используемых в школах Ульяновской области в 4, 9, 10 и 11 классах, ед.
 – 40
3. Количество наименований учебников по русскому языку и математике из перечня МОН РФ, используемых в школах Ульяновской области в 4, 9, 10 и 11 классах, %.
 – 35%
4. Количество используемых учебников в школах области, отсутствующих в перечне МОН РФ, разрешённых к использованию (в % от общего числа используемых учебников)
 – 2.9%
5. Номенклатура основных учебников, применяемых в ОУ региона приведена в табл. 4  

табл.4


в списке
МОН РФ
Наименование Класс Издательство Школы, использующие учебник
кол-во %
Русскиий язык 4 кл.
42 Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 Дрофа 76 66,67%
20 Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 4 Просвещение 33 28,95%
Математика 4 кл.
196 Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 Просвещение 107 94,69%
Русский язык 9 кл.
55 Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык 9 Просвещение 94 70,15%
358 Тростенцова Л.А., Ладыженская ТА., Дейкина А.Д. и др. Русский язык 9 Просвещение 17 12,06%
Алгебра 9 кл.
478 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра 9 Мнемозина 134 92,41%
481 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова СБ. Алгебра 9 Просвещение
484 Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра 9 Мнемозина 7 4,83%
487 Мордкович А.Г., Николаев Н.П. Алгебра 9 Мнемозина
Геометрия 9 кл.
494 Атанасян Л.С , Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др. Геометрия 7–9 Просвещение 63 96,92%
Русский язык 10–11
766 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень) 10–11 Русское слово 55 49,55%
764 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый уровень) 10–11 Просвещение 34 30,63%
767 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень) 10–11 Просвещение 16 14,41%
Математика 10–11
817 Колмогоров А.Н., Абрамов A.M., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10–11 Просвещение 96 84,21%
811 Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика (базовый уровень) 10 Мнемозина 9 7,89%
812 Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика (базовый уровень) 11 Мнемозина
827 Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 Просвещение 4 3,51%
828 Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 Просвещение
Геометрии 10–11
830 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия (базовый и профильный уровни) 10–11 Просвещение 53 94,64%

Следует отметить, что при рассмотрении данных матриц, составленных педагогами образовательных учреждений, имеет место значительное количество неверных записей применяемых учебников. Только 5% от числа представленной номенклатуры учебников записаны в соответствии с правилами записи библиографических данных учебника. Имеет место большое количество ошибок в написании фамилий авторов и названий учебников. Тем не менее, по представленным данным удалось выявить наиболее распространённые учебники, сделать анализ применяемости учебников, который можно использовать в работе СООМ при составлении базы тестовых заданий и планов тестов.


Подробный отчёт представлен в Комитет по контролю и надзору в сфере образования
и Ассоциацию лучших школ Ульяновской области

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2022, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru