Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 15.11.2019 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
На пульсе Знания (Межрегиональный проект
Профильное троеборье "К вершинам профессии"
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Публикации, интервью, исследования
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации


Региональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




Внедрение технологии независимой оценки качества образования
в практическую деятельность общеобразовательной школы

(выступление на третьем зональном семинаре 26 января 2010 года
в МОУ Силикатненская СОШ Сенгилеевского района)


Ефремова Марина Александровна,
председатель Ассоциации лучших школ Ульяновской области, директор муниципального образовательного учреждения Силикатненской средней общеобразовательной школы МО "Сенгилеевский район"

В современной модели Российского образования – 2020 обращается внимание на важную роль как внешних, так и внутренних систем оценки качества, ориентированных не столько на регулирование процесса, сколько на конечные результаты.

В новом стратегическом документе развития образования, который был утвержден президентом России Д.А.Медведевым 21 января 2010года Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в частности говорится:

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе – при их переходе из 4–го в 5–й и из 9–го в 10–й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально–педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

В выступлении Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на Совете при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов 19 января 2010 года, сказано, что:

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности. Одной из приоритетных задач реализации новой модели образования является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся. Процесс обучения должен стать многообразным и вариативным, для реализации этих принципов важная роль отводится как внешней, так и внутренней системам оценки качества, ориентированным на конечные результаты.

В этих условиях становится актуальной процедура создания в образовательном учреждении прозрачной мобильной системы внутреннего постоянного аудита качества обучения. В условиях бурного развития ИКТ и Интернет–технологий, в качестве такой системы предлагается использовать технологию автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения (АВМК), которая позволит оперативно оценить текущую учебную деятельность учащихся и своевременно скорректировать учебный процесс для достижения конечного результата, проверяемого итоговой государственной аттестацией.

Проект реализуется на новых принципах сетевого взаимодействия. В качестве технологической платформы используется web–ресурс Интернет–портала "Инновации в образовании". Инструментальной основой проекта является автоматизированная тестовая система диагностики качества образования "ДиКОбраз".

Внедрение системы АВМК осуществляется силами образовательного учреждения, участвующего в проекте, на собственной базе, оснащенной компьютерной техникой с выходом в Интернет. Внедрение технологии автоматизированного внутришкольного мониторинга в учебную среду позволит создать предпосылки для внедрения в ОУ системы менеджмента качества образовательных услуг в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000.

В основу мониторинга положена технология автоматизированной диагностики качества образования "Дикобраз", прошедшая апробацию в течение 2006–2008 г.г. в ОУ города и области. Диагностика выполняется методом безбумажного компьютерного тестирования с использованием технологии Интернет–тестирования в компьютерном классе самой школы или в любой региональной лаборатории компьютерной диагностики. Тестовая база, используемая при мониторинге, составлена методистами СООМ по материалам открытого сегмента ФБЭМ ФИПИ, которая постоянно актуализируется. В качестве технологической платформы используется Интернет–портал "Инновации в образовании" (//sinncom.ru).

Проведенные Ассоциацией лучших школ Ульяновской области весной 2009 года мониторинговые исследования готовности выпускников школ к сдаче ЕГЭ, впоследствии были подтверждены официальными результатами ЕГЭ–2009. Однако коррекцию учебной деятельности по результатам мониторинга выполнить не удалось, так как сами исследования проводились уже в конце учебного года.

В связи с этим, с целью своевременного выявления уровня обученности учащихся и выполнения оперативной коррекции учебной деятельности, Ассоциацией лучших школ совместно с редакцией Интернет–портала "Инновации в образовании" и сетевым объединением общественных методистов (СООМ) начата реализация инновационного проекта по созданию и внедрению в образовательную среду учебных заведений системы внутреннего мониторинга качества обучения на основе ИКТ.

Работу в данном направлении в своей школе мы начали с разработки модели управления качеством образования. Модель является двухуровневой: первый – уровень управляющей подсистемы; второй– уровень управляемой подсистемы.

На уровне управляющей подсистемымодель включает девять блоков. Шесть из них – показатели результатов деятельности школы: обеспечение здоровья здорового образа жизни; обеспечение оптимального и допустимого уровня воспитанности; обеспечение базового и дополнительного образования; обеспечение готовности к непрерывному образованию и к работе в рыночных условиях; создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе; обеспечение образовательных услуг с учетом индивидуальных и и общественных потребностей.

Три показателя – условия, необходимые для достижения оптимальных конечных результатов: кадровое обеспечение учебно–воспитательного процесса; научно–методическое обеспечение учебно–воспитательного процесса; финансовое и материально–техническое обеспечение учебно–воспитательного процесса.

На уровне управляемой подсистемы модель включает:

  • программно–методическое и дидактическое обеспечение учебно–воспитательного процесса на деятельностной основе;
  • систему диагностики, контроля и оценки уровня сформированности знаний, общих учебных умений и навыков, способов деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

Создание системы внутришкольного мониторинга и оценки качества образования мы начали с создания информационного банка данных по блокам:

  • успеваемость учащихся и качество их знаний (по предметам, учителям, ступеням обучения);
  • данные об уровне обученности и обучаемости учащихся;
  • развитие самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях;
  • сформированность общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • применяемые технологии обучения;
  • применяемые методики контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся на каждой ступени обучения.

Ежегодный анализ материалов информационного банка позволяет выявить:

  • состояние качества подготовки учащихся и соответствие его требованиям государственного стандарта общего образования;
  • развитие самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях;
  • уровень сформированности общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся;
  • эффективность применяемых технологий обучения;
  • эффективность применяемых методик контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся на каждой ступени обучения.

Анализ материалов информационного банка позволил нам на начальном этапе создания системы внутришкольного мониторинга и оценки качества образования выявить причины рассогласования достигнутых результатов с требованиями государственного стандарта. Причины рассогласования заключались в следующем:

  • несовершенство используемых учебных программ и учебников;
  • использование устаревшего дидактического обеспечения учебного процесса, не позволяющего организовать учебную деятельность каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
  • использование неэффективных технологий обучения;
  • использование неэффективных методик контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся на каждой ступени обучения;
  • отсутствие преемственности применяемых технологий обучения и методик контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся.

Инструментом для создания системы внутришкольного мониторинга и оценки качества образования коллектив школы выбрал автоматизированную тестовую систему диагностики качества образования "ДиКОбраз". Программное обеспечение устанавливается быстро и легко. Продолжительность теста можно выбрать, учитель сразу же с помощью сервиса портала "Инновации в образовании" формирует ведомость с результатами, а в течение суток разработчики технологии присылают протоколы, в которых можно увидеть всю картину по усвоению учебного материала всеми учащимися класса. На диаграммах и графиках и ученику, и учителю видны все результаты диагностики. По результатам участники тестирования проводят работу по коррекции знаний.

Родители имеют возможность объективно оценить реальные достижения, как своих детей, так и работу педагогов: ведь тестовые задачи составляют учителя–методисты сетевого сообщества, имеющие высшие категории, награды и звания, т.е. настоящие профессионалы своего дела.

Уникальность данной контрольно–оценочной процедуры заключается в простоте технологии и эффективности самой диагностики. С её внедрением в школы у социальных заказчиков (родителей, органов управления образованием, общественных структур) появляется возможность отслеживать динамику качества усвоения школьниками содержания, регламентированного государственными стандартами на всех ступенях общего образования.

Предлагаем Вам присоединиться к выше названному проекту и принять участие во внедрении технологии внутренней системы оценки качества, ориентированной на конечный результат, в том числе и сдачу ЕГЭ.

26.01.2010

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2019, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru