Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 15.11.2019 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
На пульсе Знания (Межрегиональный проект
Профильное троеборье "К вершинам профессии"
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Публикации, интервью, исследования
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации


Региональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




Министерство образования Ульяновской области
УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, 81, тел. (8422) 32-70-86

Проблема управления качеством образования в условиях создания ОСОКО: уровень ОУ, муниципальный уровень
(доклад на региональном августовском педагогическом форуме – 2009)


Основина Валентина Александровна,
зав. кафедрой управления образованием Ульяновского ИПКПРО, к.п.н.

Повышение качества школьного образования является первоочередной задачей, решаемой ОУ, муниципальными, региональными органами управлениями образования в рамках модернизации школьного образования.

В рамках модернизации образования апробируется ОСОКО. Экспериментальными площадками для ее крупномасштабной реализации являются 31 регион РФ, получившие в рамках ПНПО гранты на реализацию комплексных проектов модернизации регионального образования. Система оценки качества образования включает в себя 3 элемента:

  • образовательные программы разного уровня;
  • образовательные учреждения, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов;
  • органы управления образования и независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие процесс управления ОУ и индивидуальные достижения учащихся сами по себе и как показатель качества образовательных программ, результатов работы ОУ и качества управления.
    • Начальным звеном в создаваемой ОСОКО является ОУ. В разной степени завершенности в каждом ОУ в н.в. формируются и развиваются внутришкольные системы управления качеством образования (КО). Назовем основные элементы, создаваемых в ОУ региона систем управления КО:

      1. Создание информационно–аналитической основы для принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения, развитие ОУ. Методологической базой ее являются конечные показатели деятельности ОУ: здоровье обучающихся, воспитанность, базовое и дополнительное образование, социализация учащихся, готовность к жизни в семье и обществе, степень адаптивности предлагаемых образовательных услуг.
            2. Руководители школ осваивают механизмы самоообследования и самооценки ОУ в рамках новых процедур лицензирования и аккредитации, участия в ПНПО.
            3. Создание инновационной системы диагностики, контроля и оценки качества образовательной подготовки учащихся, необходимой для проведения успешной независимой государственной итоговой аттестации (ЕГЭ): входная диагностика на образовательных переходах (детский сад–школа, начальная – основная школа, основная– старшая школа), проведение рубежной и итоговой аттестации учащихся по модели ЕГЭ, внешняя оценка качества образования на базе школ–лабораторий в рамках деятельности Ассоциации « Лучшие школы Ульяновской области».
            4.Система образования региона переходит на вариативные процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров. Мы полагаем, это позволит активизировать инновационную деятельность педагогов и развить учительский потенциал, обновить содержание и формы методической и научно–методической работы в ОУ.
            5.Создание эффективной модели повышения квалификации руководящих кадров и школьных команд. Отрадно осознавать, что все эти элементы непосредственно или косвенно входят в национальную образовательную инициативу « Наша новая школа».

      Далее позвольте остановиться подробнее на каждом из элементов, создаваемой в ОУ системы управления КО.

      1. Создание информационно–аналитической основы для принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения и дальнейшего развития ОУ.

      Информационную основу деятельности современного руководителя составляют содержание управления ОУ, обучения, воспитания и развития участников педагогического процесса.

      Педагогический анализ направляется на изучение состояния, тенденций развития, объективную диагностическую оценку результатов собственной управленческой деятельности, фактических результатов образовательного процесса и выработку предложений по поддержанию системы в заданном состоянии, переводе ее на более высокий качественный уровень.

      Руководители базовых школ достаточно успешно осваивают современный образовательный менеджмент и самые сложные его разделы – стратегическое и тактическое планирование.

      Главными стратегическими документами являются Программа развития и Образовательная программа ОУ. Практически во всех образовательных учреждениях области разработаны и реализуются Программы развития. Они разработаны в соответствии с целями и задачами, определенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы. Одним из разделов Программы являются концептуальные основы управления КО. Идеи Концепции управления качеством образования наполняются конкретным содержанием в другом стратегическом документе – Образовательной программе. Разработка Образовательной программы, мониторинг успешности ее реализации позволяют ОУ в системе обновить содержание и технологии образования, создать инновационную систему диагностики и оценки качества образования, обеспечить реализацию государственного стандарта общего образования 2004 года. Реализация большинства Программ развития завершается в 2010 году. В связи с этим, необходимо выявить степень достижения запланированных показателей.

      При расхождении получаемых к концу срока реализации Программы и спрогнозированных результатов, считаем целесообразным:

      1) собрать и проанализировать необходимую информацию для формулирования предварительных выводов о степени достижения запланированных результатов по стратегическим направлениям развития школы, прежде всего:

      • обновление содержания образования – приведение его в соответствие с обязательным минимумом содержания учебных программ Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
      • эффективность внедрения новых образовательных технологий и форм организации учебного процесса;
      • создание системы управления качеством образования и повышение качества школьного образования;

      2) выявить нерешенные или сложно решаемые проблемы по каждому из указанных выше направлений;

      3) определить причины выявленных рассогласований;

      4) определить задачи и направления деятельности на предстоящий учебный год по максимальной реализации намеченного в Программе развития и заложить их в План работы на 2009–2010 учебный год;

      5) при необходимости – создать проектную группу, разработать проект по наиболее значимой для ОУ проблеме и обеспечить его реализацию;

      6) сосредоточить внутришкольный контроль на выявленных «западающих» направлениях деятельности.

      Как показывает практика управления, руководителям не хватает аналитических умений для согласованной и эффективной реализации документов стратегического и тактического управления.

      2. Освоение механизмов самоообследования и самооценки ОУ в рамках новых процедур лицензирования и аккредитации, участия в ПНПО

      Анализ существующего состояния деятельности ОУ в переходный период к независимой системе оценки качества образования позволяет выявить laquo;западающие» звенья в работе педагогических коллективов, негативно сказывающихся на качестве образования обучающихся. Среди них:

      • несовершенство используемых учебных программ и учебников и отсутствие у педагогов умений разрабатывать рабочие программы на основе типовых государственных программ и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по учебному предмету;
      • использование неэффективных технологий обучения;
      • отсутствие необходимой дифференциации учащихся на основе учета зон их актуального и ближайшего развития при организации учебно–воспитательного процесса;
      • несовершенная система контроля и оценки знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся.

      Главная роль в решении указанных выше проблем принадлежит методическим объединениям (кафедрам). Они должны стать своего рода творческими лабораториями педагогов по разработке программно–методического обеспечения для обновления содержания и технологий обучения, создания принципиально новой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся.

      3. Создание инновационной системы диагностики, контроля и оценки качества образовательной подготовки учащихся, необходимой для проведения успешной независимой государственной итоговой аттестации

      Одним из основных резервов повышения качества образования, как показывает изучение и анализ программно–методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных учреждениях области, является приведение его в соответствие с государственным стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

      В процессе изучения деятельности школ по созданию системы управления качеством образования в условиях перехода ОУ области на государственный стандарт общего образования 2004 года было проведено исследование с охватом 283 педагогических и руководящих работников, которое позволило выявить следующее:
         1) 92,1 % респондентов при проектировании и организации учебного процесса используют старые целевые установки: « дать представление о…», « ввести …», « показать….» и т.п. и под них отбирают учебный материал, методы и приемы обучения;
         2) 78,3 % не владеют дидактическими знаниями и умениями, необходимыми для овладения современными педагогическими технологиями: классификация методов обучения и форм организации учебно–познавательной деятельности учащихся, выбор оптимального их сочетания для организации продуктивной деятельности учителя и учащихся;
         3) 98,7 % респондентов не изучили разделы Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования « Общие учебные умения, навыки и способы деятельности», которые являются необходимым условием развития и социализации учащихся;
         4) у 79,7 % педагогов преобладающими формами организации учебно–познавательной деятельности являются фронтальные;
         5) 87, 3 % педагогов используют устаревшие контрольно–измерительные материалы (КИМ), которые не обеспечивают: выявление уровня сформированности системы знаний, уровня овладения учащимися умениями и навыками, способами познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности; предоставление ученику права выбора уровня сложности КИМа в соответствии с его учебными возможностями и способностями; объективность оценки уровня подготовки учащихся;
         6) у педагогов и руководителей ОУ отсутствуют необходимые аналитические и прогностические умения для создания эффективной системы управления качеством образования, как в целом на уровне ОУ, так и на уровне каждого учителя.

      В совокупности выявленные проблемы приводят к несоответствию школьной оценки результатам ЕГЭ и другим формам внешнего независимого контроля знаний.

      4. Активизация инновационной деятельности педагогов и развитие учительского потенциала, обновление содержания и форм методической и научно–методической работы в ОУ в условиях обновления содержания, форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников образования.

      Мы полагаем, что эффективными формами оценки профессиональной компетентности педагога (руководителя) в межаттестационный период могут стать внешний и внутренний аудит. Задачами аудита являются: изучение результатов педагогической (управленческой) деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций организации образовательного (управленческого) процесса, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций; распространение передового педагогического опыта; упорядочение системы деятельности педагога (руководителя) и перевод ее в новое качественное состояние.

      Оценка эффективности деятельности аттестуемого производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, осуществляемого администрацией школы (собеседований, анализа выполнения должностной инструкции, результатов письменного или устного контроля и т.п.).

      Внешний аудит – независимое подтверждение информации о результатах деятельности в современных условиях становится необходимым для принятия решений о соответствии той или иной категории. К тому же мнение профессионала о фактическом состоянии деятельности, достоверности представляемых материалов, поможет педагогу (руководителю) в осознании уровня его профессионального развития, позволяет обратить внимание на те или иные несоответствия.

      Внутренний аудит – это деятельность администрации образовательного учреждения по установлению соответствия всей системы педагогической (управленческой) деятельности требованиям (нормативам) квалификационной категории. Внутренний аудит предполагает проведение администрацией проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, изучение последствий принятых управленческих решений в образовательных учреждениях.

      Мы считаем необходимым проведение внутреннего аудита методическими службами ОУ : МО, кафедрами.

      В первую очередь необходимо провести сравнение используемых программ с обязательным минимумом учебных программ по основным компонентам педагогической системы:

      • цели (обучающие, воспитывающие, развивающие);
      • содержание учебного материала;
      • наиболее эффективные методы и средства обучения, используемые для достижения целей обучения, воспитания и развития, их соответствие особенностям содержания учебного материала и учебным возможностям обучающихся;
      • формы организации учебно–познавательной деятельности учащихся, их адекватность целевым установкам государственного стандарта, содержанию учебного материала, применяемым методам обучения и уровню обучаемости учащихся;
      • система контроля и оценивания знаний, умений и способов познавательной, информационно–коммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта.

      Для проведения внутреннего аудита помогут материалы методических рекомендаций по подготовке и проведению аттестации педагогических работников Ульяновской области. Они помогут установить взаимосвязь результатов работы педагога с учетом современных требований с аттестацией на соответствующую квалификационную категорию, при необходимости выработать рекомендации педагогу (руководителю) по корректировке индивидуальной траектории профессионального развития, что послужит материалами для последующей аттестации.

      5. Создание эффективной модели повышения квалификации руководящих кадров и формирование школьных команд качества образования

      Кафедрой реализуется программа курсовой подготовки по теме « Проектирование системы управления качеством образования в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования»

      Цели программы: обеспечить повышение квалификации школьных команд ОУ по вопросам управления качеством образования; оказать научно–методическую помощь в разработке материалов по созданию в ОУ системы управления качеством образования.

      Программа курсов включает следующие модули:
         1. Научно–методические основы проектирования системы оценки и управления качеством образования.
         2.Образовательная программа ОУ– методологическая основа повышения качества образования.
         3.Новые педагогические технологии обучения и воспитания.
         4.Моделирование внутришкольной системы мониторинга и оценки качества образования.
         5.Обновление содержания и форм научно–методической работы с педагогическими кадрами по повышению качества образования.

      Ожидаемые результаты освоения учебной программы.

      Цели курса, содержание программы предполагают, что слушатели, успешно осваивающие учебную программу, овладеют

      знаниями:

      • об основополагающих изменениях целей и содержания общего образования в условиях его модернизации;
      • о технологиях обучения на деятельностной основе;
      • о направлениях, содержании, формах и видах мониторинговых исследований в системе оценки качества образования в ОУ;
      • необходимыми для проектирования внутришкольной системы мониторинга и оценки качества образования;
      • необходимыми для обновления содержания и форм научно–методической работы с педагогическими кадрами по повышению качества образования;

      умениями, необходимыми для:

      • проектирования и создания системы мониторинга и оценки качества образования;
      • разработки Образовательной программы ОУ(руководители ОУ);
      • рабочей программы по предмету (учителя);
      • проектирования технологических карт;
      • разработки критериальной базы системы мониторинга и оценки качества образования (уровень ОУ; уровень учителя);
      • разработки системы методической работы по управлению качеством образования на уровне ОУ.

      овладеют компетентностями в управлении качеством образования на основе соотнесения компонентов:

      • цель;
      • условия;
      • процесс;
      • результат.

      Примеры проблем для разработки в школьных командах качества образования

      1. Преемственность используемых технологий обучения на ступенях начального и основного общего образования.
      2. Преемственность системы диагностики контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
      3. Создание программно–методического и дидактического обеспечения учебного процесса по математике, русскому языку, …., адекватного обязательному минимуму учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования.
      4. Разработка программно–методического и дидактического обеспечения предметов и курсов компонента образовательного учреждения (перечисляются ).
      5. Разработка УМК для организации учебного процесса на деятельностной основе.
      6. Разработка системы контроля и оценивания знаний учащихся по модели ЕГЭ, ГИА (указываются предметы)
Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2019, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru