Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 19.09.2016 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом
Министерство образования Ульяновской области
УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, 81, тел. (8422) 32-70-86

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
(анализ и определение терминов и понятий)


Савельев Д.С.,
ведущий научный сотрудник НИЛ РИП УИПК ПРО, к.п.н.

ПРОБЛЕМА

Наряду с педагогической системой понятия педагогической среды, педагогического пространства образовательной среды являются понятиями фундаментальными, относящимися, к любым педагогическим явлениям. Они вошли в научное употребление сравнительно недавно и пока отсутствуют в педагогических словарях и энциклопедиях. Эвристической основой их применения стала интуиция среды обитания, сложившаяся в биологических науках. Внешняя среда в зависимости от имеющихся в ней условий может поддерживать жизнедеятельность организма или угнетать ее. Аналогичным образом внешние для педагогического субъекта условия могут быть более или менее благоприятными для учебной деятельности, активизировать ее или снижать ее эффективность. Употребление понятий педагогической среды и педагогического пространства в программных и отчетных материалах экспериментальных школ ПИЭР сделало необходимым определение и обоснование применения этих терминов.

РОДСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Наиболее близкие общие понятия - пространство, социальное пространство, социальная среда - отражают пространственные характеристики изучаемых объектов и явлений.

ПРОСТРАНСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ представляет собой множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д. [2, с. 1067].

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения "расположения" социальных групп и слоев "пространства" (условий, возможностей) их развития. В узком смысле слова социальное пространство - не территориальная, но сущностная характеристика условий и возможностей социального развития индивидов, групп организаций, определяемая их местом в системе производственных отношений и производными от нее факторами, например, образованием, свободным временем и т.п. [1, с. 259-260].

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ - окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Среда оказывает решающее воздействие на формирование личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди [2, с. 1256].

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Пространство, понимаемое как среда, является парной категорией и может рассматриваться только в отношении какого-либо действующего в этой среде субъекта. В образовательном пространстве могут быть выделены такие субъекты, как отдельный учащийся, коллектив учащихся (группа, класс, классы, весь контингент учащихся образовательного учреждения), педагог, педагогический коллектив, родители, образовательное учреждение в целом. Все названные субъекты одновременно являются условиями деятельности того субъекта, по отношению к которому рассматривается педагогическая среда. Соотношения между ними носят не столько пространственно-территориальный характер, сколько характер какого-то условного поля возможностей, как его понимает социология. Поэтому педагогическая среда характеризуется не только действующими в ней субъектами, но и общими для всех условиями их взаимодействия. Она может быть охарактеризована на микроуровне учебного процесса и отношений в нем и на макроуровне социальных условий и отношений в образовательной деятельности. Таким образом,

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА может быть определена как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом).

Аналогичным образом определяется в литературе понятие образовательной среды. Она понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3, с. 11].

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ могут быть охарактеризованы влиянием основных социальных сфер жизни человека: профессиональной, семейной, культурной (досуговой) и общественной.

К профессиональным условиям следует отнести, прежде всего, возможности дальнейшего обучения и трудоустройства учащихся после окончания школы. Сама учебная деятельность также может быть понята как разновидность деятельности профессиональной. По предоставляемым возможностям эти условия могут оцениваться как благоприятные, нормальные и неблагоприятные.

Таким же образом могут оцениваться семейные условия образования. Они зависят от состава семьи, уровня образования и педагогической культуры родителей, их направленности на воспитание своих детей, контакта с образовательным учреждением и некоторых других характеристик.

Условия досуговой деятельности определяются богатством возможностей полноценного и содержательного использования свободного времени. Они зависят от эффективности работы культурно-просветительных, спортивных учреждений, транспорта и т.п. в местах проживания учащихся образовательного учреждения.

Общественная сфера жизни характеризуется народонаселением, его национальным, социальным, профессиональным составом, уровнем доходов, криминогенностью ситуации на территории, наличием и влиятельностью органов государственного управления и общественных организаций. К этой сфере относится, в частности, наличие в районе службы занятости, школьной социальной службы, службы социальной защиты и психологической помощи. Общественная сфера также может быть более или менее благоприятной для образовательной деятельности.

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ определяются по соответствию обстановки образовательной деятельности санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям. Одной из характеристик бытовых условий является комфортность образовательной деятельности. Эта характеристика обсуждалась на одном из заседаний семинара ПИЭР, отчет о котором опубликован ранее [83. с.74].

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ включают в себя содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит его освоение, а также необходимое для учебного процесса оборудование и иное обеспечение.

ЛИЧНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ касаются внутреннего самочувствия ученика (тревожность, самооценка, мотивация), а также охватывают складывающиеся в ходе образовательной деятельности межличностные отношения с учителями и .другими учащимися. Для оценки этих условий в педагогической психологии разработано большое количество методик, имеющих собственный критериальный аппарат.

В отличие от педагогической, образовательная среда рассматривается В.А.Ясвиным. главным образом, как среда информационная и психологическая. В соответствии со своей исследовательской позицией этот автор выделил иной круг характеристик среды. По его мнению, к числу таких характеристик относятся широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность и устойчивость среды [103].

ПРИМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Область применения понятий педагогической среды или педагогического пространства удобно определить в сопоставлении их с близким по значению понятием педагогической системы. Как следует из принципа системности, педагогическая система выстраивается вокруг цели образования. Данное понятие целесообразно использовать в тех случаях, когда рассматриваются общие вопросы организации педагогического процесса и эффективности образовательной деятельности. Если же центральным пунктом исследования является один из субъектов педагогического процесса, выбирающий цели образования, неодинаково относящийся к различным значениям условий образовательной деятельности, то его педагогические отношения во многих случаях удобнее описываются терминами педагогической среды и педагогического пространства. Педагогическая система оценивается в соответствии с критериями эффективности, целенаправленности, соответствия результатов социальному заказу. Итоговой синтетической характеристикой педагогической среды является действие ее на субъекта, обитателя этой среды. Среда может активизировать образовательную деятельность учащихся или, наоборот, угнетать ее. В обращении внимания исследователей на это важное обстоятельство заключена эвристическая ценность обсуждаемых понятий.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Неисследованными вопросами остаются показатели благоприятности педагогической среды для учащихся. Они не могут быть явлениями только субъективного порядка. Компоненты педагогической среды не изучены как факторы ее благоприятности. Важным теоретическим и практическим вопросом является построение достаточно обоснованной типологии образовательных (педагогических) сред.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д.М.Гвишиани. - М.: Политиздат, 1989.
  2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1984.
  3. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды // Директор школы. - М.: Сентябрь, 2000.
Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2016, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru