Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 16.11.2017 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом
"Симбирская инновационная компания"
Информационно-сервисный ресурсный центр "Инновации в образовании" 432008, г. Ульяновск, Западный бульвар, 22а, тел. (8422) 96-24-61

Управление и информатизация в школьном образовании
("взгляд со стороны" – комментарий инженерной службы по итогам мониторинговых исследований)


Маттис Валерий Павлович,
Генеральный директор Симбирской инновационной компании, выпускник Парижского филиала Международного центра менеджмента качества EURO-SYMBIOSE

Завершён мониторинг готовности выпускников региональных школ к сдаче ЕГЭ, объявленный Ассоциацией лучших школ региона и проводимый ею с использованием технологии Интернет-тестирования на базе автоматизированной системы компьютерной диагностики качества образования "Дикобраз" и Интернет-портала "Инновации в образовании".

В мониторинге приняли участие более 500 выпускников региона из 8 школ Ульяновска и области. Все результаты тестирования в виде ведомостей, протоколов и графиков переданы участникам мониторинга, руководству Ассоциации и кафедре управления образованием Ульяновского института повышения квалификации работников образования.

Научно-методический анализ результатов мониторинга, определение соответствующих проблем и коррекционных педагогических решений - это задача специалистов педагогической науки. Мы же, являясь разработчиками технологии мониторинга, и обеспечивая его организационное, программно-техническое и технологическое сопровождение, хотим обратить внимание на организационные проблемы, которые обозначились в ходе мониторинга при взаимодействии с администрацией и специалистами школ. Эти проблемы связаны с управлением и информатизацией образовательных учреждений, и, на наш взгляд, в настоящий момент являются КЛЮЧЕВЫМИ в объявленной реформе Российского образования, без решения которых дальнейшее внедрение информационных технологий в образование будет невозможным.

УПРАВЛЕНИЕ

В рамках реформы российской экономики, начиная с 90 года, подверглась изменению вся система управления организациями, занятыми в сфере экономики. В прошлом остались Госплан и иерархия централизованного управления. К 2003 году полностью определен организационно-правовой статус каждой организации, его собственник, а все финансовые, торговые, промышленные организации функционируют сегодня в определенном правовом поле, основанном на финансовой, юридической и хозяйственной самостоятельности, правовой ответственности, налогообложении, сертификации качества и других факторах, определённых законодательством России.

Сегодня аналогичный процесс начат и в образовании. Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает непосредственно на администрацию образовательных учреждений, предоставив им возможность в полной мере самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования. Централизованная иерархия управления уже сегодня начинает исчезать. Реформирована структура органов Министерства образования области и города, ликвидированы многие районные управления образованием, школы вносят изменения в свои Уставы, перерегистрируются, создают свои самостоятельные бухгалтерии, попечительские советы и другие внутренние структуры управления образовательным учреждением, тем самым, подтверждая переход всех функций управления организацией его исполнительному органу, т.е. директору и администрации школы.

Однако возникает вопрос, все ли руководители школ готовы сегодня взять на себя эти функции управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности?

К сожалению, организация мониторинговых исследований показала, что не все руководители школ имеют опыт ведения финансово-хозяйственной деятельности. Многие руководители не владеют положениями гражданского кодекса, трудового законодательства, делопроизводства, налогообложения, не знакомы с существующими формами договорных отношений между юридическими лицами. В штатах школ нет юристов.

В ходе мониторинга ни одно образовательное учреждение не смогло самостоятельно должным образом оформить требуемые договорные заявки на проведение тестирования, а бухгалтеры - соответствующим образом оформить финансовые документы. Для многих руководителей школ не существует различия между понятием юридического и физического лица; делопроизводству и исполнительской дисциплине не уделяется соответствующего внимания; деловая переписка с партнёрами и коллегами практически не ведётся. На 100 писем, посланных нами в школы региона по почте с предложением поддержать проведение мониторинга, не поступило ни одного ответа, ни какой-либо другой реакции. Отвечать на деловую переписку не является правилом хорошего тона в наших образовательных учреждениях. Такая же ситуация наблюдается и с перепиской по электронным адресам. Удивляться этому не приходится, ведь письма и сообщения, посланные нами также и в региональные Департаменты образования, - остались без ответа.

Создаётся впечатление, что руководители школ по-прежнему реагируют только на "вышестоящие структуры", а собственная инициатива, видимо, по-прежнему "наказуема".

Свидетельством этого может служить и деятельность самой Ассоциации лучших школ. Из 30 членов Ассоциации, её инициативу по проведению мониторинга поддержали только 8, при этом не прозвучало каких-либо мотиваций в отказе от эксперимента. Возникает вопрос, а зачем вступали в Ассоциацию? Наверно, для галочки, а вдруг пригодится? Иначе, как неуважением к коллегам, партнёрам и выбранному руководству Ассоциации, - это не назовёшь.

Часто в педагогической среде под термином УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ понимается лишь управление педагогическим, учебным процессом. Издано достаточное количество публикаций под названием "Управление школой", посвящённых методике преподавания, подготовке к урокам, проведению уроков и т. д. Однако, речь сейчас не об этом. В условиях действующей реформы, на наш взгляд, на первый план выходит финансово-экономическое управление образовательным учреждением.

Между тем, в так называемых "рыночных условиях", в соответствии со своими Уставами, многие школы оказывают сегодня дополнительные образовательные услуги на возмездной основе, фактически вступая в договорные отношения с заказчиками и собирая наличные денежные средства. Но при этом не оформляется никаких юридических документов, таких как договор, акт, квитанция, чек и т. д.

В промышленности существует понятие "экономика промышленного предприятия", и если уж сегодня образование становится на рыночные рельсы, то должна иметь место и "экономика образовательного учреждения".

Сегодня активно внедряется подушевое финансирование, однако широкой общественности не известна себестоимость обучения одной "души" при таком финансировании. Родителям учащихся хотелось бы знать, сколько затрат в себестоимости обучения одной "души" в отдельно взятой школе заложено на качество образования, материально-техническое обеспечение, развитие информатизации, компьютеризации, спорта и другие составляющие этого процесса, какова в этой себестоимости доля бюджетных средств. Всё сказанное относится к экономике образовательного учреждения, но к сожалению, также как и юристов, в штате школ нет и экономистов, а многие руководители школ понятия не имеют, как определяется эта самая себестоимость, и как ею можно управлять.

Если руководители промышленных предприятий, в большинстве случаев, окончили технические ВУЗы, где изучалась экономика предприятий, то руководители школ - в основном специалисты, окончившие педагогические ВУЗы, где этому предмету, как науке, не уделялось должного внимания. Да и в настоящее время действующих руководителей школ никто не обучает науке "УПРАВЛЯТЬ ПРЕДПРИЯТИЕМ".

Создаётся ситуация, когда с одной стороны, предоставляется полная самостоятельность школам в ведении образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, имеет место слабая готовность руководства школ к ведению этой деятельности. В этой ситуации, в скором будущем, может создаться опасность банкротства для многих учреждений образования.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Информатизация сегодня является одной из составляющих объявленного правительством Приоритетного национального проекта "Образование". В рамках этого проекта всё больше школ оснащается компьютерной техникой, компьютерные классы подключаются к сети Интернет. В СМИ всё чаще звучат громкие показатели о полном подключении школ к сети Интернет, всеобщей компьютеризации школ и повсеместном создании единого информационного пространства.

Собственно говоря, этот бум показателей и навёл на мысль о разработке именно компьютерной технологии Интернет-тестирования, с использованием которой и проводился мониторинг. Ведь при таких показателях информатизации каждая школа, даже самая удалённая могла, без особых затрат, принять участие в мониторинге. Какова же действительная картина с информатизацией и компьютерной грамотностью в школах?

О внедрении единого информационного пространства в регионе пресса сообщила ещё в 2006 году. Однако, сегодня, в принципе, не существует даже единого понятия, принятого для всех и определяющего, что же такое "Единое информационное пространство". По нашему мнению, единое пространство - это, прежде всего, возможность всех школ, пользователей этого пространства, иметь возможность читать информацию, обмениваться информацией с коллегами.

Для того, чтобы это стало возможным, как минимум, необходимы единые требования к технике, программному обеспечению, наличие грамотного подготовленного персонала, владеющего информационными технологиями. Выезжая в течении двух лет в различные школы региона, мы убедились, что ничего подобного нет. Комплектация компьютерных классов, даже в рамках ПНПО, осуществляется бессистемно. Единой системы материально-технического обеспечения "этого самого единого пространства" не создано. В результате, в одной школе не смогли прочитать информацию на дискете (нет дисководов), в другой - работающих компьютеров только 50 %, в третьей - не подключен Интернет. Где-то нет принтера для распечатки отчёта, у кого-то нет возможности прочитать информацию с USB-устройства или CD-диска (отсутствуют устройства), где-то доступ к компьютеру - "запаролен", а администратор - неизвестно где. Да и администратором оказался вчерашний выпускник этой же школы, подрабатывающий в нескольких местах. Этот список "единых возможностей" можно продолжить.

Особо следует отметить "единство" установленного программного обеспечения в компьютерных классах. Если до недавнего времени Билл Гейтс (хоть и незаконно) объединял возможности школ, то после известного контроля за соблюдением авторских прав прокуратурой, это хлипкое единство совсем исчезло. С использованием программного обеспечения настал полный хаос. В компьютерных классах используются: Open Office, Microsoft-2003, 2007, Linux и др. Как можно обеспечить единое пространство, если все компьютеры "разговаривают" на разных языках и друг друга не понимают? По этой же причине сегодня существуют проблемы и при пересылке информации электронной почтой. Многие файлы отдельные школы просто не могут открыть и прочитать. Более того, в некоторых школах в разных компьютерных классах установлено разное программное обеспечение, и компьютеры этих классов не "понимают" друг друга. Помимо единства программного обеспечения, техники существует много и других условий организации единого информационного пространства, связанного с программным обеспечением: это и единые шрифты, графика, формат файлов, слайдов, фильмов, архиваторов и многое другое, что требует определённого управления при создании единого информационного пространства.

Есть проблемы и с подключением к сети Интернет: далеко не все школы, отчитавшись за эту акцию, в действительности имеют отлаженный, стабильный канал выхода в Интернет. Возможно, что отсутствие работоспособной техники, фактического выхода в Интернет для многих школ явилось причиной отказа от участия в мониторинге.

Другой проблемой, на наш взгляд, в информатизации образования является низкая компьютерная грамотность и, прежде всего, руководства школ и педагогов. Из всех директоров школ, принявших участие в мониторинге, лишь один "дружит" с компьютером, и два заместителя директора, будучи учителями информатики и математики, хорошо владеют информационными технологиями. Основной же контингент педагогического состава школ плохо владеет информационными технологиями.

В основном, весь груз школьной информатизации лежит на учителях информатики, которые, надо заметить, не имеют инженерной подготовки по обслуживанию компьютерной техники, программного обеспечения, и не могут в достаточной степени обеспечить нормальную работоспособность компьютерной техники, сетей и прочего оборудования. Вся идеология внедрения информационных технологий, в основном, отдана на откуп учителям информатики. Некоторые - действительно прикладывают определённые усилия в этом направлении, а некоторые, используя некомпетентность руководства, - переводят стрелки на сбой программы, плохую технику, технологию или просто "на плохую погоду".

В отдельных случаях, сегодняшние школьники лучше знают компьютерные технологии, нежели их учителя. В одной из школ при установке программного обеспечения для тестирования организаторы обратились за помощью к ученику 11 класса. В результате, дети получили доступ к закрытым системным файлам результатов тестирования, пытались изменить их и фальсифицировать результат. Это привело к сбою системы и ликвидации отдельных результатов мониторинга.

Информатизация образования не может состояться без обеспечения компьютерной грамотности педагогического состава, следовательно, средства, направляемые сегодня на закупку техники - это деньги, выброшенные на ветер. Где в настоящее время организовано практическое обучение педагогов школ информационным технологиям, при этом мы не имеем ввиду учителей информатики, (хотя и их не грех бы поучить, как показывает практика)? Нам известен только Федеральный Центр Интернет-Образования, да и тот в настоящее время закрыт.

Школа сегодня - это не та школа вчерашнего дня, где обходились доской, мелом и указкой. Школа сегодня - это организация, оснащённая современной техникой, технологией и оборудованием. Комплектация техники, её работоспособность, безопасность, ремонт, обслуживание, построение сетей, закупка и установка программного обеспечения - всё это и многое другое, что должно обеспечивать надёжное функционирование техники и современного школьного оборудования, в целом, называется ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Как всегда, возникает вопрос: а кто же в школе должен обеспечивать эту самую инженерно-техническую подготовку и инженерное обеспечение учебного процесса? Далеко за ответом ходить не надо, любая работающая организация имеет службу главного инженера или просто инженерную или техническую службу, состоящую из соответствующих специалистов - инженеров по образованию, а в бюджете организации на это должны быть запланированы соответствующие средства.

К сожалению, также как юристов и экономистов, в штате школ инженерной службы не предусмотрено. В той самой "подушевой" себестоимости не предусмотрены и затраты на эти нужды для заключения договоров со специализированными организациями. Список отсутствующих сегодня в штате образовательных учреждений структур и статей затрат, необходимых ей для нормального ведения хозяйственной и образовательной деятельности, можно продолжить, но это не является темой данного анализа.

Можно задать популярный вопрос, "что делать"? Действительно, ситуация сложная, даже если у кого-то и возникает желание внедрять что-то прогрессивное, то его возможности в этом сильно ограничены. Но выход на данном этапе развития реформ есть.

По нашему мнению, школам сегодня необходимо объединить свои хозрасчётные усилия, в решении конкретных инновационных задач, создавать центры, "кусты", ассоциации, творческие коллективы, лаборатории и т.д. Такие коллективы должны создаваться не для отчётов и "птичек", а для реального выполнения конкретных задач. Именно для объединения инновационных усилий, аккумулирования финансовых затрат состоялась попытка создания Ассоциации лучших школ региона, однако, она пока не стала тем объединяющим органом, по-прежнему руководители большинства школ считают, что в состоянии выжить в одиночку, самостоятельно.

Уважаемые коллеги! Оставьте свои педагогические амбиции, далеко не всё можно сегодня осилить самостоятельно, объединяйтесь! В этом сегодня есть здравый смысл и путь конкретного инновационного развития.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на все негативные моменты, описанные выше, которые мы почерпнули непосредственно из практической жизни нашего образования в ходе мониторинговых исследований, хотелось сказать отдельное и большое СПАСИБО всем школам области, принявшим участие в мониторинговых исследованиях этого и прошлого года, директорам этих школ, организаторам тестирования, учителям-предметникам. Несмотря на серьёзный психологический барьер, руководители этих учреждений, приняв участие в исследованиях, не побоялись высветить свои результаты, недостатки и проблемы. Ведь у нас не принято выносить сор из избы. Положительным моментом исследований стало и то, что помимо непосредственно мониторинга, практически отрабатывался и технологический процесс внедрения новых дистанционных Интернет-технологий в образовательную среду школы. Не везде всё гладко начиналось и проходило, но, в целом, мы считаем, что исследования проведены успешно во всех школах. Это был полезный опыт для всех, и мы надеемся, что наша технология и программные инструменты найдут и в дальнейшем Вашу поддержку.

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2017, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru