Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 18.04.2017 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом

Развитие и модернизация образования в Ульяновской области
в контексте нового закона «Об образовании»
(Интервью Министра образования Ульяновской области Е.В.Уба)

Уба Екатерина Владимировна,
Министр образования Ульяновской области.

     Накануне Нового, 2013 года Президент России В.Путин подписал новый «Закон об образовании», работа над которым длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в сети Интернет. Закон вступил в действие с 1 января 2013 года. Его реализация – дело трудоёмкое и хлопотное не только для системы образования, но и для каждого из нас.

     В редакцию Интренет–портала поступают запросы от наших пользователей, многих интересуют вопросы современной школьной жизни, какие грядут изменения, к чему готовиться. С этими вопросами мы обратились к Министру образования Ульяновской области Екатерине Уба.


07 февраля 2013 г.

Екатерина Владимировна! С 1 января 2013 года вступил в силу новый «Закон об образовании», который определяет дальнейшие процессы развития и модернизации регионального образования. В связи с этим, позвольте задать Вам несколько вопросов.


По новому закону все образовательные учреждения, в том числе гимназии и лицеи, имеют статус образовательной организации. Как и когда будут реформированы образовательные учреждения с повышенным уровнем обучения (гимназии, лицеи)? Что будет с ними, предусматривается ли в школах создание отдельных гимназических классов, по каким критериям они будут определяться, и как будет осуществляться их финансирование?

В соответствии с новым законом «Об образовании» учреждения образования более не будут разделяться на типы. По сути это теперь будет даже лишним, ведь школы перешли на иное финансирование – нормативно–подушевое. Это означает, что деньги, выделяемые государством, будут идти за учениками и на основании программы образования, не опираясь на статус учреждения, как это было ранее.

Новый закон предусматривает, что при финансировании будут учтены уровень и направленность программ. Например, программы для детей с отклонениями в развитии, для детей–сирот. Следует обратить внимание, что требования к образовательным программам станут более жесткими и избирательными. То есть, чем более сложная программа, тем больше финансирование. Например, если вводится программа, требующая сопровождения детей с отклонением в развитии, и бюджет у школы станет больше. Новый закон делает упор на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что отменяются специальные общеобразовательные учреждения для таких детей. Но по какой форме будет обучаться их ребенок – в специализированном учреждении или в обычном общеобразовательном учреждении, – решать родителям. Будет учитываться и мнение психолого-медико-педагогических комиссий, которые дадут рекомендации по наиболее подходящим для ребенка формам обучения.

Лицеи и гимназии сохранят свои наименования, при этом дополнительно получат возможность реализации программ дошкольного и дополнительного образования.

Раньше, например, гимназия не могла реализовывать программы естественно-научного цикла, потому что это выходило за рамки вида, который был ей установлен. По той же причине она не могла реализовывать программы для детей с проблемами здоровья. Теперь же любое образовательное учреждение, в зависимости от потребностей граждан, может реализовывать разные программы: в школе могут быть классы и с гимназическими программами, и с лицейскими, и для детей с отклонением в развитии, и спортивные классы.

В законе об образовании много внимания уделено различным видам оценки качества образования (аккредитация, контроль качества, независимая оценка, общественная оценка, мониторинг и т.д.). В некоторых регионах уже выстроена региональная система оценки качества (РСОКО). Есть ли такая система в Ульяновской области, если есть, то где с ней можно ознакомиться?

Это пока в стадии разработки. Мы не можем дать ответ, так как на заседаниях рабочей группы по обсуждению данного законопроекта разрабатывается возможность проведения оценок качества.

В прошлом году Правительством области объявлена областная целевая программа по развитию и модернизации образования Ульяновской области на период до 2015 года. Как выполняется эта программа, сколько средств выделено для её реализации?

На реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 № 13/143–П) в 2012 году было направлено 184017,334 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 122825,145 тыс. рублей, областной бюджет – 44910,551 тыс. рублей, муниципальный бюджет – 16281,638 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2013 освоено 177555,328 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 117226,009 тыс. рублей, областной бюджет – 44910,521 тыс. рублей, муниципальный бюджет – 15418,798 тыс. рублей по следующим направлениям Программы:

  • «1.1. Общее образование»: всего: 63328,56 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 61495,539 тыс. рублей, областной бюджет – 833,021 тыс. рублей, муниципальный бюджет – 1000,0 тыс. рублей;
  • «2.1. Кадровая политика»: всего: 4801,77 тыс. рублей, в то числе: федеральный бюджет – 4801,77 тыс. рублей;
  • «2.3.1. Строительство, реконструкция, капитальный, текущий ремонт зданий общеобразовательных учреждений, благоустройство территорий": всего: 86502,90 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 40198,0 тыс. рублей, областной бюджет – 43285,0 тыс. рублей, муниципальный бюджет – 3019,9 тыс. рублей;
  • «2.3.2. Оснащение оборудованием общеобразовательных учреждений»: всего: 22922,098 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 10730,7 тыс. рублей, областной бюджет – 792,5 тыс. рублей, муниципальный бюджет – 11398,898 тыс. рублей.

В Программе модернизации регионального образования говорится о создании системы базовых школ как инструмента распространения передового педагогического опыта в регионе. Определены ли базовые школы в настоящее время? Сколько их? Кто и каким образом, по каким критериям определяет статус «Базовой школы»? В чем преимущество базовой школы для педагогических коллективов, учащихся и их родителей? Как будут использоваться базовые школы при аттестации педагогических кадров?

Одним из серьёзных системообразующих результатов Комплекса мер по модернизации системы общего образования является создание сети базовых общеобразовательных учреждений на территории Ульяновской области. По идеологии проекта базовое учреждение должно стать образовательным ресурсным центром развития образования в муниципальной сети учреждений.

В настоящее время в области уже создано 52 базовых общеобразовательных учреждения в 24 муниципальных образованиях.

Основной целью деятельности базового учреждения является обеспечение обучающимся сельских школ высокого уровня общего среднего образования, необходимого для продолжения образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях, путем создания условий для эффективной и качественной реализации государственного образовательного стандарта, а также гарантированного государством права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Именно на базовую школу возлагается реализация следующих задач:

  1. организация системы профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся общешкольных учреждений, входящих в школьный округ;
  2. создание условий для устойчивого развития среднего общего образования на основе Концепции модернизации общего образования с учётом потребностей общества и аграрно–промышленного сектора области;
  3. выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования путем реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки и создания, наряду с традиционными, гибких форм дополнительного и начального профессионального образования;
  4. создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, социальному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей учреждения и структур обеспечения предпрофессиональной специализации школ;

Именно поэтому базовые учреждения должны иметь самую сильную методическую и материально – техническую базу.

В 2012 году в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования на развитие базовых учреждений было осуществлено финансирование с целью организации дистанционного обучения, развития школьной инфраструктуры, приобретение учебного и технологического оборудования, транспорта, электронных образовательных ресурсов, а также на повышение квалификации учителей. Распределение финансовых средств и приобретаемого оборудования по муниципальным образованиям и школам производилось на основании проведения конкурсных процедур, предъявляемых заявок от муниципальных образований и бизнес – планов учреждений.

Базовая школа должна стать социально–активной школой в регионе.

В ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ комплексной программы «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Ульяновской области на 2012–2015 годы в п. 2.3. «Обеспечение на основе государственно–частного партнёрства» в качестве мероприятий указывается «поддержка изданий, направленных на оказание информационной и методической помощи педагогическим работникам и родителям в сфере развития таланта (одарённости) детей и молодёжи, а также образовательных и научно–популярных периодических изданий для детей и молодёжи по различным направлениям науки, техники, искусства, культуры и спорта». Каким образом будет оказываться эта поддержка?

В настоящее время поддержка изданий, направленных на оказание информационной и методической помощи педагогическим работникам и родителям разрабатывается УИПК ПРО.

В советском образовании достаточно пристальное внимание уделялось развитию кружков и секций по техническим видам спорта (судомоделизм, авто и авиамоделизм, картинг, туризм, спортивное ориентирование и т.д.). Как планируется строить эту работу в условиях модернизации образования? Какие кружки работают сегодня? Какие школы являются лидерами в этой работе?

В настоящий момент на территории Ульяновской области действует 409 детских объединений технической направленности и 168 – спортивно–технической направленности.

С учётом регионального компонента приоритетной в научно–технической направленности является деятельность детских авиамодельных и ракетомодельных объединений.

На развитие объединений технической направленности направлена деятельность Областного государственного образовательного учреждения Центр детского (юношеского) технического творчества.

С 2011 года Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и молодёжи осуществляет деятельность в статусе федеральной стажировочной площадки по направлению «Распространение современных организационно–правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей» с проектом «Распространение в субъекте РФ инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей».

Среди наукоёмких объединений следует отметить Детскую ядерную академию и Исследовательскую творческую группу «Солярис».

Детская ядерная академия создана на базе ОГБОУ ДОД областного Дворца творчества детей и молодёжи и имеет филиал в г. Димитровград. (В Димитровграде расположен «ГНЦ ОАО ННИАР».) К работе с обучающимися привлечены специалисты вузов и научно–исследовательского института атомных реакторов.

Цель: содействие развитию профессиональной мотивации и ориентации старшеклассников к деятельности на предприятиях атомной отрасли.

Исследовательская творческая группа «Солярис». Целью "Соляриса" является творческая самореализация детей в научной или технической сфере. Акцент в работе с детьми делается не на улучшение их общеобразовательной успеваемости, подготовку к экзаменам и т.п., а на воспитание соляристов, как будущих исследователей, изобретателей, творческих личностей.

В настоящее время работа школьников в «Солярисе» охватывает широкий круг проблем, однако можно выделить несколько основных исследовательских и технических направлений:

  1. альтернативные летательные аппараты (ионолёты, магнитолёты, активный солнечный парус, кротовые норы пространства–времени и т.п.), авиация, космонавтика;
  2. астрономия (физика Солнца и др.), космогеолиогеобиология;
  3. исследование наноструктуры поверхности живых и неживых объектов;
  4. робототехника (на базе наборов LEGO), нейросети, искусственный интеллект, сайтостроение;
  5. радиофизика, радиоэлектроника – трансформаторы Тесла, генераторы факельного разряда и др;
  6. лингвистика (исследование латинских и греческих заимствований в русском языке);
  7. теоретическая физика (возможность перемещений во времени, теория элементарных частиц).

Тематика исследований или технических разработок для каждого школьника в «Солярисе» выбирается индивидуально, исходя из его собственных интересов. Основной критерий выбора темы: научный или технический вопрос должен быть, с одной стороны, малоисследованным, неоднозначным, спорным. С другой стороны, школьник должен иметь возможность, в результате проведённых им исследований или разработок, сказать своё веское слово по данному вопросу. Как правило, ребята выбирают проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных и технических дисциплин (физика, геофизика, астрономия, радиоэлектроника, информатика, химия, биология, нейрофизиология, история и др).

Школьники, склонные к исследовательской деятельности, проводят самостоятельные теоретические и экспериментальные исследования интересующих их проблем – как с помощью серьёзной научной аппаратуры, так и с помощью самостоятельно созданных ими экспериментальных установок.

Школьники, склонные к технической деятельности, занимаются в «Солярис» разработкой и конструированием различных приборов. Они приобретают в «Солярис» технические навыки, которые не даются по школьной программе (пайка, радиомонтаж и т.п.).

В процессе проведения исследований и разработок школьники знакомятся с современным состоянием исследуемых ими вопросов, углублённо изучают те научные и технические дисциплины, которые не проходятся ими в настоящее время по школьной программе, однако необходимы для проведения исследований. Это проходит как в форме бесед с руководителем «Соляриса», так и в форме чтения и последующего обсуждения рекомендованных им печатных и электронных материалов - книг, статей, материалов из интернета и др. Особое внимание в процессе обучения уделяется установлению межпредметных связей, в том числе, между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Лидерами в авиамоделировании являются Областной центр детского (технического) творчества, ЦДТТ №1.

Лидерами в туризме и спортивном ориентировании являются Центр детско-юношеского туризма и экскурсии, МБДОУ ЦДТТ №6, станция юных натуралистов Заволжского района г.Ульяновска.

Многие школьники в рамках дополнительного образования посещают различные спортивные секции, учатся в музыкальных, художественных школах, школах искусств и т.д. Общая недельная нагрузка при этом увеличивается на 12–15 часов. Существует ли механизм зачёта результатов дополнительного образования – в основной школе? А также уменьшения нагрузки (освобождения от аналогичных уроков) в основной школе в виде составления индивидуального плана учащегося? Если такого механизма нет, то когда он будет разработан и внедрён?

Следует отметить, что перечисленные учреждения не являются подведомственными Министерству образования, спортивные секции подведомственны Департаменту физической культуры и спорта, художественные школы и школы искусств – Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области. Министерство образования в рамках своей компетенции не может снизить нагрузку, освободить от обязательных уроков учащихся, так как это будет противоречить Закону об образовании, согласно которому каждый учащийся должен получать объем учебной нагрузки, соответствующий норме. Кроме того, основной целью дополнительного образования является осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, которые не могут заменять собой основные общеобразовательные программы. Дополнительное образование направлено на организацию свободного времени подростков и выбирается по желанию. В общераспространенной практике механизма зачёта результатов дополнительного образования в основной школе сейчас нет, и в будущем его разработка не планируется.

В современном образовании много говорится о «здоровьесбережении» школьников. По нормам охраны труда в промышленности максимальный вес тяжести для поднятия его женщинами составляет 5 кг. При весе школьницы 4–5го класса в 25–30 кг, вес её портфеля составляет 3–5 кг, плюс коньки и спортивная форма для занятий на улице (три раза в неделю) и вторая обувь. Можно ли ввести нормы переносимых тяжестей для школьников в региональных школах и организовать системную проверку их выполнения?

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, переносимых обучающимися, регламентируется пунктом 10.32. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Он не должен превышать: для учащихся 1 – 2–х классов – более 1,5 кг, 3 – 4–х классов – более 2 кг; 5 – 6–х – более 2,5 кг, 7 – 8–х – более 3,5 кг, 9 – 11–х – более 4,0 кг.

Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе должен обеспечивать:

  • наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения;
  • выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;
  • создание необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

Медицинский персонал общеобразовательного учреждения должен осуществлять повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

Среди школьников очень популярны социальные сети. Редакция портала провела небольшой мониторинг информации школьников 5 класса, размещаемой ими на своих страницах в социальных сетях. Только 10–20% информации имеет благопристойный вид, остальная информация, мягко говоря, не для публикации. Может ли школа силами психологической службы постоянно отслеживать эту информацию, и как школа может переломить ситуацию с размещением негативной информации учащимися в социальных сетях?

Психологическая служба школы может самостоятельно отслеживать информацию, размещаемую школьниками в соц.сетях, предварительно только нужно завести учетную запись. Чтобы переломить ситуацию, психологическая служба школы должна доводить информацию до родителей, а также проводить специальные уроки по культуре.

В период бурного внедрения информатизации и IT–технологий в образование, актуальным становится создание единой информационной среды в образовании. Однако, многообразие различного используемого ПО, антивирусных программ, фильтров и т.д. сдерживает создание такой среды. В компьютерных классах используются: Open Office, Microsoft–2003, 2007, Linux и др. Когда будет разработан единый Регламент использования ПО в школах региона, и ведутся ли работы совместно с Министерством информационных технологий в этом направлении?

Работы по разработке единого регламента активно ведутся вместе с министерством ИТ и ИТ–сообществом региона, в настоящий момент школы вправе использовать и лицензионное, и свободное ПО. 12 марта Министерство образования и Министерство информационных технологий будет проводить конференции по ит-технологиям в образовании, где этому вопросу будет посвящена целая секция.

В 2006 году инновационный раздел сайта Многопрофильного лицея №20, размещённый на нашем ресурсе, занял третье место в ПФО. Сегодня на сайте МОН РФ опубликован проект приказа о Порядке размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации. Какие координирующие мероприятия планируются в регионе по реализации данного порядка, планируется ли проведение регионального конкурса школьных сайтов?

Министерством образования Ульяновской области разработан проект единого положения для школьных сайтов с учетом всех последних изменений федерального законодательства. Распоряжением министерства будет утверждено данное положение. Проведение конкурсов Министерством образования не планируется.

В этом году в функции регионального Министерства образования вводится курирование науки региона. Каким образом Министерство образования будет выстраивать работу с вузами, находящимися в нашем регионе? Планируется ли слияние вузов или какая-либо иная их реорганизация?

В настоящее время реорганизация Министерства образования в Министерство образования и науки Ульяновской области не произведено. ВУЗы находятся в федеральном ведомстве, поэтому ответ на этот вопрос на данный момент дать не можем.

Комментарий редакции:
     Редакция портала выражает благодарность Екатерине Владимировне, пресс–службе Министерства образования Ульяновской области и всем специалистам Министерства, принявшим участие в подготовке этого Интернет–интервью за подробные ответы на заданные нами вопросы.
     К сожалению, такие проблемы как: создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО), разработка единого регламента использования компьютерной техники и ПО, поднимаемые нашей редакцией совместно с региональными общественными организациями с 2009 года, до сих пор находятся в стадии разработки. Надеемся, что в этом году они найдут своё решение в нормативных региональных документах.
     Что касается «здоровьесбережения» и ежедневного переноса тяжестей школьниками, из ответа следует, что нормы существуют, а ответственность за их соблюдение несёт руководитель школы. Рекомендуем родителям, задавшим этот вопрос, обратиться к директору школы, а в случае отсутствия решения этой проблемы – в надзорные органы.
     По вопросу об оптимизации учебной нагрузки школьников, серьёзно занимающихся дополнительным образованием, – методики по составлению индивидуальных учебных планов пока не разработаны, скорее всего, – это дело будущего.
     И последнее, о соцсетях. Неплохо, если психологическая служба школы возьмёт этот вопрос под свой контроль. Но мы рекомендуем родителям самим быть активными в вопросах мониторинга информации, размещаемой их детьми в сети Интернет. Это задача родителей, ведь многие из них даже не подозревают, что их дети пишут на своих страницах, какие фотографии размещают... А когда мониторингом займутся официальные органы – то и для родителей, и для детей может быть уже поздно!

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2017, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru