Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 07.12.2016 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом

Реформа образования в России

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

  • преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
  • академическую мобильность обучающихся;
  • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
  • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Государство в сфере образования обязано обеспечить:

  • реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
  • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
  • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
  • условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
  • ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;
  • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
  • создание социально–экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
  • нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально–технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;
  • стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
  • привлечение работодателей и других заказчиков–специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
  • эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;
  • доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно–дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
  • предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;
  • высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
  • правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
  • законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;
  • гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
  • сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
  • сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
  • качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
  • государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
  • реализацию условий для получения качественного образования детьми–сиротами, детьми–инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
  • развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
  • интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
  • поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
  • активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
  • доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
  • интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

  • бесплатным дошкольным образованием – всех желающих;
  • обязательным и бесплатным основным общим образованием – все население;
  • общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием – все население;
  • общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием – всех желающих;
  • общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием – всех желающих;
  • бесплатным высшим профессиональным образованием – каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) – всех поступивших по конкурсу;
  • дополнительным образованием – всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;
  • общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья – всех нуждающихся.

Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детьми–сиротами, детьми–инвалидами, детьми из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:

  • дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
  • условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
  • ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
  • условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
  • условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение

Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников установить следующие размеры оплаты труда:

  • минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников – не ниже начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;
  • средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования – в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза;
  • средняя ставка (должностной оклад) профессорско–преподавательского состава высших учебных заведений – в размере 3 начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.

Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при продолжении ими педагогической деятельности.

Установить для профессорско–преподавательского и научного персонала вузов пенсии по возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Стипендии учащихся и студентов

В Российской Федерации стипендии обучающихся устанавливаются в следующих размерах:

  • учащимся учреждений начального профессионального образования, не находящимся на государственном обеспечении, – не менее 35% прожиточного минимума в Российской Федерации;
  • учащимся учреждений начального профессионального образования, находящимся на полном государственном обеспечении, – не менее 25% прожиточного минимума в Российской Федерации;
  • студентам учреждений среднего профессионального образования – не менее 40% прожиточного минимума в Российской Федерации;
  • студентам высших учебных заведений – не менее половины прожиточного минимума в Российской Федерации.

Финансирование системы образования

Для реализации целей, определяемых доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов финансирования системы образования.

Первый – антикризисный этап (2000 – 2003 годы):

Объем финансирования системы образования – не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1% ВВП (не менее 6% от расходной части федерального бюджета).

Второй этап (2004 – 2010 годы):

Объем финансирования системы образования – не ниже 8% ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального бюджета).

Третий этап (2011 – 2025 годы):

Объем финансирования системы образования – не ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,5% ВВП (не менее 9% от расходной части федерального бюджета).

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Источник: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.
Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе.
Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2016, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru