Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 27.03.2017 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
Интернет–тестирование в образовании (компьютерное тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Олимпиады школьников
Конкурсы, гранты
Выставки, семинары, конференции
Экологическое воспитание
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Интернет–ресурсы
Администрация портала
условия публикации


Межрегиональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




top.mail.ru Статистика посещений сайта от компании СиннКом

Развитие инноваций в образовательных учреждениях Ульяновской области

Материал раздела подготовлен в рамках Инновационного партнёрства совместно с Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, экспертным советом региональной программы РИП в ОУ, Ассоциацией лучших школ и инновационными образовательными учреждениями региона.
В разделе также использованы материалы пресс–служб Правительства и Министерства образования Ульяновской огбласти.

Реализация программы

Развитие инноваций в образовательных учреждениях Ульяновской области. Проблемы и перспективы


Есенкова Татьяна Фёдоровна,
ректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.




Данилов Сергей Вячеславович,
проректор УИПК ПРО, председатель Областного экспертного совета.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами на подрастающее поколение. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Руководствуясь этим, органы управления образованием и педагогическая общественность Ульяновской области считают необходимым использовать для обеспечения инновационного характера образования Программу развития инновационных процессов в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования г. Ульяновска и Ульяновской области. Реализация Программы позволит обеспечить единство принципов, требований, норм в содержании и организации областной системы образования; достичь согласованности действий её компонентов, системности, целесообразности, планомерности и эффективности преобразований; будет способствовать развитию единого образовательного пространства Ульяновской области.

Под педагогическими инновациями в Программе подразумевается целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Концептуальную основу данной программы определили следующие федеральные документы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. 1756-р), Стратегия модернизации содержания общего образования, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783), национальный проект "Образование".

Программа разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Ульяновской области до 2010 года и является составной частью (подпрограммой) целевой комплексной программы развития системы образования Ульяновской области до 2010 года. Ее реализация предполагает взаимодействие с другими проектами и целевыми программами и непосредственно координируется перспективным планом комплексных научных исследований УИПКПРО. Программа является преемницей Программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы (ПИЭР) г. Ульяновска и Ульяновской области.

На сегодняшний день можно назвать следующие проблемы:

1. Отсутствие целевого финансирования экспериментальных ОУ из областного бюджета начиная с 2005 года. Последствия этого события сразу же отразились на Программе РИП.

Во-первых, произошло общее снижение мотивации среди педагогического состава инновационных ОУ по отношению к выполнению технических заданий. Например, в 2005 - 2006 г. 5 ОУ обратились в Областной экспертный совет с просьбой о переносе сроков выполнения технического задания (как правило на 1 год). В 2006 - 2007 г. таких обращений было 3.

Во-вторых, начался выход учреждений из Программы. За 2005 - 2006 учебный год учреждений из программы вышло 26 ОУ (вступило 10 ОУ). В 2006 - 2007 г. покинули программу 13 ОУ (cреди них 5 образовательных учреждений в статусе НМЦ), (вступило 10 ОУ), причём 6 - не сдали научные отчёты без объяснения причин, и ещё 7 - по согласованию с ОЭС.

Особенно сильно прекращение целевого финансирования инновационной работы ОУ отразилось на учреждениях дошкольного, дополнительного и профессионального образования. Так, количество ДОУ в Программе РИП сократилось с 27 в 2004 - 2005 уч.г. и 23 в 2005 - 2006 уч.г. - до 14 в 2006 - 2007 уч.г. В 2007 - 2008 уч.г. в программе РИП ожидается участие всего 11 дошкольных образовательных учреждений.

Если ситуация не изменится, то к 2008 - 2009 уч.г. можно прогнозировать дальнейшее сокращение количества ОУ названных типов в Программе РИП.

2. Проблема горизонтальных связей.

На протяжении ряда лет уязвимым местом программы остается слабость горизонтальных связей между инновационными образовательными учреждениями. В ликвидации этого недостатка необходимо искать разные способы разрешения: через создание на базе ОУ творческих лабораторий, организацию взаимодействия между учреждениями образования для разработки общей темы и т.д.

Отрадно, что пути такого взаимодействия уже предложены участниками Программы РИП. Так, Ульяновский техникум питания и торговли ведёт исследовательскую работу одновременно в двух направлениях.

Также по двум темам одновременно, но в разных статусах (и как НМЦ, и как экспериментальная площадка) ведёт инновационную деятельность с.ш. № 17 г. Димитровграда. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в ДОУ № 111.

В 2006 - 2007 уч.г. был создан важный прецедент. Впервые с 2002 - 2003 уч.г. ОЭС утвердил своим решением инициативу Баевской СОШ Николаевского района и Чуфаровской СОШ Вешкаймского района по созданию творческой лаборатории (научный руководитель - методист кафедры естественнонаучного образования В.Д. Глебова), развернувшей свою работу по теме "Развитие нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования".

Тем не менее, данные примеры не носят системного и масштабного характера, и скорее не решают, а демонстрируют пути решения проблемы горизонтальных связей между инновационными ОУ.

3. Ещё одной проблемой можно назвать недостаточное использование образовательными учреждениями таких каналов связи и распространения опыта как Интернет. Например, в 2005 - 2006 уч.г. из 66 участников Программы РИП только 14 указывают на наличие собственного сайта в Интернете и 15 - электронную почту. В 2006 - 2007 уч.г. в ОЭС предоставлены ссылки на 8 сайтов и 11 адресов электронной почты (из 73 ОУ). При этом к настоящему моменту 100% школ Ульяновской области подключены с интернету и имеют в сети свой почтовый ящик. Очевидно, что при таком подходе к работе с современными информационными возможностями ОУ значительно ограничены в активном продвижении своего опыта в образовательном пространстве. Эта проблема в свою очередь создаёт препятствия для появления и развития сетевого взаимодействия инновационных ОУ друг с другом, с УИПКПРО, Областным экспертным советом. Будем надеяться, что создание в области регионального портала "Инновации в образовании" снимет эту проблему.

4. Проблема продвижения опыта инновационных ОУ в реальную педагогическую практику носит характер самостоятельной проблемы. С одной стороны, её можно оценить по количеству публикаций, в которых этот опыт описывается и доводится до широкой педагогической общественности, а с другой - по количеству педагогов, непосредственно ознакомленных с этим опытом. В обоих случаях мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: в 2005 - 2006 в Программе РИП участвовало максимальное за последние несколько лет количество НМЦ (19). При этом по сравнению с предыдущими отчётными периодами, произошло значительное снижение по названным показателям. В 2006 - 2007 уч.гг. количество НМЦ ещё более увеличилось, однако, рост ряда показателей оказался таков, что они вышли на уровень 2002 - 2005 уч.г. когда количество образовательных учреждений в статусе НМЦ составляло 12 - 16.

Здесь также можно отметить ограниченность возможностей ОУ (главным образом финансовых) в отношении систематической и целенаправленной презентации и распространения своего инновационного опыта. Проблемность этого факта обусловлена уже тем, что качество такого опыта позволяет образовательным учреждениям быть конкурентоспособными на межрегиональном, федеральном и даже международном уровнях. Об этом свидетельствует успешное участие участников Программы РИП в российских и международных конкурсах и иных мероприятиях.

Очевидно, что разрешение этих актуальнейших проблем благоприятным образом скажется на развитии экспериментальной деятельности и инновационного движения ОУ области.

сентябрь 2008г.


В мае–июне 2009 года в Ульяновском ИПКПРО проходила экспертиза отчетных материалов, представленных участниками региональной Программы развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области. Областными экспертами были проанализированы и оценены свыше 80 проектов по 9 разделам Программы.

репортаж с экспертного совета...

Развитие и модернизация образования в Ульяновской области. Новости региона.

Система профильного обучения в образовательных учреждениях Ульяновской области

Ассамблея базовых школ Ульяновской области

Ассоциация инновационных школ

Развитие инноваций в образовательных учреждениях Ульяновской области.

Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования Ульяновской области
(по материалам Коллегии Министерства образования Ульяновской области)

Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования
(утверждён приказом МОН РФ от «23» июня 2009 г. № 218)

Проблемы качества образования (интернет-конференция)

Идеи лидеров (интернет-диалог учителей Ульяновской области)


Новости

24.01.2014

В Ульяновской области будут учреждены региональные золотые и серебряные медали для выпускников школ

Такое решение было принято Губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым в рамках встречи с активистами движения «За советскую школу». Мероприятие состоялась 24 января в День памяти организатора народного образования в Симбирской губернии, отца Владимира Ленина, Ильи Николаевича Ульянова после возложения цветов к памятнику педагогу.

Напомним, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в этом году российские отличники, окончившие школу, вместо медали «За успехи в учении» получат аттестаты с отличием. Члены движения «За советскую школу» обратились к Губернатору Сергею Морозову по поводу решения Министерства образования РФ. Ульяновские учителя не согласны с данной позицией.

Как отметила лидер движения «За советскую школу», член фракции «Единая Россия» в ЗСО, директор ульяновской гимназии №44 Лидия Жуковская-Латышева, медали должны остаться, прежде всего, для морального поощрения учащихся. «Для того, чтобы молодые люди с гордостью показывали их детям, внукам, это традиция нашей школы. Такие меры морального и материального стимулирования позволяют повысить интерес к учебе, спортивной и общественной жизни, влияют на моральный облик и отношения в коллективе, задают вектор движения и стремления вперед», - подчеркнула Лидия Жуковская-Латышева.

Сергей Морозов высказался в поддержку данной точки зрения. «Инициатива ульяновских педагогов о сохранении золотых и серебряных медалей ещё раз дала мне почувствовать общность наших взглядов. И я уверен, что многие люди не только в Ульяновской области, но и в России поддержат идею воссоздать эту красивую традицию в новом качестве. Считаю правильным ваше решение обратиться с инициативой восстановления медалей на федеральном уровне», - отметил глава региона.

По словам заместителя Председателя Правительства – Министра образования и науки Ульяновской области Екатерины Уба, результаты опроса, участниками которого стали педагоги, студенты и учащиеся школ, показали, что за сохранение медалей выступают более 80% его участников. "Если мы сделаем региональные награды "За особые успехи в учёбе" престижными знаками отличия и серьёзным моральным рычагом для получения образования, то сомневающихся и вовсе не останется", - подчеркнула Екатерина Уба.

В ближайшее время будет создана рабочая группа, которая займется изучением вопроса. По итогам встречи было предложено внести в региональный закон "Об образовании" поправку о возвращении выдачи золотых и серебряных медалей выпускникам, закончившим школу с особыми успехами в Ульяновской области.

11.12.2013

Учитель информатики Чердаклинской школы N 2 Юлия Зайнуллова стала победителем областного конкурса «Педагогический дебют-2013»

По итогам всех конкурсных мероприятий победителями стали: Юлия Зайнуллова - учитель информатики Чердаклинской школы №2, Ксения Высоцкая - учитель русского языка и литературы школы №21 г.Ульяновска, Анна Баландина - учитель английского языка Лингвистической гимназии г.Ульяновска, которые получили денежные призы в размере 100 тыс., 50 тыс. и 30 тыс. рублей соответственно. Кроме того, тройка победителей награждена ценными подарками.

Напомним, в конкурсе профессионального мастерства приняли участие 24 учителя, имеющих стаж работы не более трёх лет, из 17 районов области - победители муниципальных этапов. В течение двух дней конкурсанты представляли визитную карточку «Я - Учитель», проводили занятия по выбранной теме, делали анализ урока другого конкурсанта, а также представляли презентацию своего опыта работы. По словам заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра образования и науки региона Екатерины Уба, данный конкурс это еще один способ повысить престиж профессии учителя и мотивировать молодых людей – выпускников педагогических учебных заведений не уходить из профессии.

Сегодня в школах работает 665 молодых специалистов, в том числе 206 из них работают в сельской местности. Министерство образования и науки Ульяновской области совместно с муниципальными органами управления образованием рассматривают социальную поддержку молодых специалистов одной из своих приоритетных задач. Практически во всех сельских районах распоряжениями главами администраций муниципальных образований молодым специалистам устанавливаются дополнительные стимулирующие надбавки и доплаты к должностному окладу.

19.11.2013

Два ульяновских педагога дополнительного образования стали призерами Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям - 2013»

Его финал прошел с 11 по 15 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге. В конкурсе, посвященном 95-летию государственной системы дополнительного образования России, приняли участие педагоги из 43 регионов РФ. Делегация Ульяновской области по итогам соревнования заняла призовые места в двух номинациях.

По информации регионального Министерства образования и науки, участниками мероприятия стали преподаватели школ искусств, тренеры, социальные педагоги, старшие вожатые, имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет. Конкурс включал четыре этапа: самопрезентацию, открытый урок, презентацию собственной программы обучения и написание эссе.

По итогам профессионального соревнования второе место в эколого-биологической номинации занял преподаватель ульяновского детского эколого-биологического центра Владимир Ермилов. В социально-педагогической номинации третьим стал педагог областного детского экологического центра Сергей Андреев, который представил жюри образовательную программу «Земля Симбирская». «Данный проект – это авторское видение образовательного маршрута для учеников. Он включает в себя элементы исторического краеведения, археологии, методологии научного познания и организации экспедиций», - рассказал Сергей Андреев.

Стоит отметить, что в регионе ведется активная работа по привлечению в кружки и секции дошкольников, уделяется особое внимание профориентации детей и молодежи, обновлению учебных программ, в котором активно участвуют вузы.


Архив: <1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17> <18> <19> <20> <21> <22>

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2017, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru