Системный подход как основополагающий принцип в оценке качества образования
региональных мониторингов, в основе которых лежит независимая оценка качества образования
(результаты регионального мониторинга Ульяновской области в 2011–2012 учебном году, выполненного на основе независимой оценки качества образования)
|
Ашлапова Тамара Валентиновна,
Директор ОГАУ «Ульяновский областной центр информационно–методического и организационно–технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования» Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ.
|
|
17 октября 2012 |

Система управления качеством образования в образовательных учреждениях представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных процессов реализации функций управления, направленных на получение позитивных результатов.
Особое внимание в настоящее время в стране уделяется модернизации образования. Первостепенной задачей модернизации общеобразовательной школы, как «базового звена модернизации образования» в Федеральной целевой программе развития образования на период с 2011 по 2015 год, является достижение нового, современного качества образования, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом плане – это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой многогранной проблемы может обеспечить системный подход к оценке качества образования и его постоянный мониторинг.
Системный подход – один из основных методологических принципов педагогики, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня обученности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с её фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.
Чтобы повышать качество образования, надо обязательно научиться точному измерению этого показателя процесса обучения. Определённым достижением на этом пути следует рассматривать метод системного подхода к оценке качества обучения.
Оценивание деятельности образовательного учреждения по результатам итоговой аттестации его выпускников или аккредитационным показателям является уже явно недостаточным для такого многокомпонентного и многофакторного феномена как образовательный процесс.
Очевидно, что успех будет ожидать те системы оценки качества образования, которые в наибольшей степени влияют на принятие адекватных управленческих решений и которые позволяют потребителям образовательной услуги получать объективную и качественную информацию о деятельности образовательных учреждений.
Достоверность данных может быть обеспечена только независимым мониторингом качества образования. Разработанные педагогическими коллективами образовательных учреждений контрольно–измерительные материалы по предметам школьного цикла часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим измерителям.
Одним из направлений деятельности Ульяновского областного центра информационно–методического и организационно–технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования является проведение региональных мониторингов, в основе которых лежит независимая оценка качества образования, что позволяет обеспечить полноту и достоверность данных. Это позволяет школам получить достоверную информацию о качестве обучения учащихся, руководителям учебных заведений понять, в чем их сильные и слабые стороны, создать основу для выработки эффективного образовательной политики.
Таким образом, школа, обладая объективной информацией, может исключить субъективность и ситуативность оценки, выстроить качественную индивидуальную траекторию развития обучающего.
Результаты независимой оценки качества образования позволяет учителю, руководителю образовательного учреждения, муниципальной системе образования осуществлять на этой основе оперативную коррекцию образовательного процесса.
В ходе реализации областной целевой программы «Развитие информационного общества, использование информационных технологий, повышение качества государственных (муниципальных) услуг в Ульяновской области в 2010–2012 годах» школам Ульяновской области (413) была предоставлена возможность ввести независимую оценку качества образования во внутренний мониторинг качества образования образовательного учреждения и предложена система организации независимой оценки в образовательных учреждениях.
Образовательным учреждениям, показатели степени обученности в которых оказались ниже среднерегиональных, было рекомендовано разработать систему корректирующих действий, обеспечивающих достижение требуемого качества, составить планы работы на основе анализа результатов тестирования в рамках областной целевой программы, провести рубежный контроль. Большая часть образовательных учреждений реализовали свои планы.
Если по итогам первого полугодия 2011–2012 учебного года в процедуре независимой добровольной оценке качества обучения (рубежный контроль) приняли участие 125 образовательных учреждений из 485 (26%), протестировано 8458 обучающихся. То по итогам года ситуация изменилась коренным образом: в процедуре независимой добровольной оценке качества обучения приняли участие 317 образовательных учреждений из 485 (65%), протестировано 17 502 обучающихся.
На основании анализа всех результатов проведён мониторинг уровня образовательных достижений учащихся по учебным предметам за 2011–2012 учебный год.
В ходе мониторинга анализировались количественные показатели, полученные по результатам Интернет–тестирования:
- доля образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования, принявших участие в процедуре независимой оценки качества обучения (по ступеням обучения);
- доля обучающихся, получивших оценку достижений с использованием информационно–коммуникационных технологий через добровольные процедуры оценивания (по ступеням обучения);
- степень обученности по русскому языку и математике (по ступеням обучения) по каждому муниципальному образованию.
 |
Анализ МО, обеспечивших системный подход в мониторинге качества образования (итоговый контроль)
|
Анализ обеспечения системного подхода в мониторинге качества образования по муниципальным образованиям
 |
Результаты мониторинга позволят определить зоны, требующие приоритетного внимания органов управления образованием, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности в области обеспечения качества и выявлению внутренних ресурсов для осуществления деятельности по управлению качеством образования и отразить выполнение целевых индикаторов Федеральной целевой программы развития образования на период с 2011 по 2015 год:
- доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;
- количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования;
- доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно– коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности.
По результатам мониторинга составлены рейтинги:
- активности муниципальных образований в процедуре независимой оценки качества обучения;
- активности муниципальных образований в процедуре независимой оценки качества обучения на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) образования по предметам русский язык и математика;
- СОУ по русскому языку по ступеням образования;
- СОУ по математике по ступеням образования.
Рейтинг активности муниципальных образований в процедуре независимой оценки качества обучения
Место по рейтингу |
Наименование МО |
Участие (%) |
1 |
Тереньгульский район |
100 |
Чердаклинский район |
100 |
2 |
Барышский район |
96 |
3 |
Новоспасский район |
92 |
4 |
Кузоватовский район |
90 |
5 |
Новомалыклинский район |
87 |
Павловский район |
87 |
Радищевский район |
87 |
6 |
Мелекесский район |
81 |
7 |
Сенгилеевский район |
77 |
8 |
Старомайнский район |
76 |
Цильнинский район |
76 |
9 |
Инзенский район |
74 |
Карсунский район |
74 |
10 |
Ульяновский район |
72 |
Майнский район |
72 |
г.Ульяновск |
72 |
11 |
Базарносызганский район |
67 |
Вешкаймский район |
67 |
12 |
г.Новоульяновск |
60 |
13 |
Николаевский район |
58 |
14 |
Старокулаткинский район |
42 |
15 |
г.Димитровград |
28 |
16 |
Сурский район |
19 |
|