Симбирская инновационная компания
Центр компьютерной диагностики качества образования г. Ульяновск
|
«Физическое образование как основа повышения качества инженерно–технического образования»
(комментарий результатов Интернет–чемпионата «К вершинам профессии» по физике)
|
Маттис Людмила Аркадьевна,
Руководитель ЦКДКО, учитель высшей квалификационной категории, главный редактор Интернет–портала «Инновации в образовании»
|
|
|
Тема повышения качества инженерно–технического образования назрела давно. Точнее сказать, злободневной становится тема не повышения качества, а сохранения инженерной школы как таковой.
Как показывает практика, в технические вузы поступают абитуриенты, получившие на ЕГЭ не слишком высокие баллы. В этих условиях перед вузом стоит задача: как восполнить пробелы школьного образования, уложившись при этом в свою собственную нагрузку. Выход очевиден. Необходимо начать подготовку «своего» абитуриента задолго до его поступления в вуз. И начинать надо с учителя школы.
Тема, заявленная в заголовке, стала предметом обсуждения учителей физики образовательных учреждений Ульяновской области на первом предметном семинаре в Ульяновском государственном техническом университете 20.02.2013.
Давайте проанализируем, как обстоят сегодня дела в регионе с преподаванием физики, какие результаты получают выпускники на ЕГЭ по физике, одном из профильных экзаменов при поступлении в вуз.
В основу анализа результатов ЕГЭ положена информация статистического сборника «Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Ульяновской области в независимой форме (ЕГЭ, ГИА–9) в 2012 году», выпущенного ОАГУ «Центр информационных технологий».
В рейтинге общеобразовательных предметов по выбору физика занимает 4 место, уступив только обществознанию, что, по мнению составителей сборника, соответствует общероссийским тенденциям последних лет. Количество участников – 2276, что составляет 31,69% от общего числа участников, зарегистрированных в РБД (по России – 25%). Успеваемость участников ЕГЭ Ульяновской области по физике:
- Минимальный балл: 36
- Доля участников, справившихся с заданиями: 86,8% (по России: 87,4%)
- Доля участников, не преодолевших «мин.порог»: 13,2% (по России:12,6%)
Вместе с тем, сравнительный анализ результатов ЕГЭ 2012 года с аналогичными результатами, начиная с 2009 года, показывает снижение уровня общеобразовательной подготовки выпускников школ по информатике, математике, химии и физике (т.е. по тем дисциплинам, которые необходимы при поступлении в технические вузы).
1. Доля участников, не справившихся с экзаменационными заданиями по физике (%)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Динамика 2009/2012 г. |
6,9 |
7,3 |
5,7 |
13,2 |
– 6,3/ – 7,5 |
2. Доля участников Ульяновской области (УО), не справившихся с экзаменационными заданиями по физике (%) (в сравнении с РФ)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
УО |
РФ |
УО |
РФ |
УО |
РФ |
УО |
РФ |
6,9 |
5,7 |
7,3 |
4,9 |
5,7 |
7,4 |
13,2 |
12,6 |
3. Средний региональный балл по физике
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Динамика 2009/2012 г. |
48,0 |
48,7 |
50,0 |
45,9 |
– 2,1 |
4. Количество 100–балльников по физике (чел.)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
0 |
2 |
0 |
5. Средний балл по физике участников ЕГЭ–2012 (основной этап) по МОУО Ульяновской области
Муниципальный орган управления образованием |
Количество участников |
Средний балл |
Старокулаткинский район |
20 |
58,7 |
Павловский район |
15 |
55,3 |
Сурский район |
16 |
53,8 |
Кузоватовский район |
45 |
53,1 |
Инзенский район |
69 |
50,2 |
Радищевский район |
16 |
49,6 |
Карсунский район |
26 |
48,3 |
Новомалыклинский район |
24 |
47,9 |
Старомайнский район |
32 |
47,2 |
г.Димитровград |
186 |
47,1 |
Майнский район |
27 |
46,8 |
Чердаклинский район |
50 |
46,7 |
Николаевский район |
37 |
46,1 |
г.Новоульяновск |
21 |
46,1 |
г.Ульяновск |
888 |
45,8 |
Цильнинский район |
31 |
45,6 |
Барышский район |
58 |
44,3 |
Ульяновский район |
39 |
43,7 |
Базарносызганский район |
31 |
43,7 |
Вешкаймский район |
23 |
43,6 |
Сенгилеевский район |
36 |
43,5 |
Тереньгульский район |
21 |
43,4 |
Новоспасский район |
43 |
42,6 |
Мелекесский район |
32 |
41,5 |
Итого по региону (с учетом профобразования): |
1841 |
45,9 |
Необходимо разобраться, на каком этапе происходит снижение качества общеобразовательной подготовки по физике, какие разделы требуют более пристального внимания педагога при освоении содержания дисциплины.
Для этой цели мы используем результаты отборочного (заочного) тура II регионального общеобразовательного Интернет–чемпионата «К вершинам профессии», проводимого по инициативе УлГТУ в тестовой форме с использованием автоматизированной тестовой системы диагностики качества образования «ДиКОбраз» в 2011–2012 уч.году.
В конкурсных состязаниях приняли участие 130 учащихся 8–11 классов из школ области, причём 21 учащийся – из образовательных учреждений повышенного уровня (Педагогический лицей г. Димитровграда, гимназия №13 г. Ульяновска, ФМЛ №38 г. Ульяновска, Суворовское училище г. Ульяновска, Ундоровский лицей Ульяновской области, Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района Ульяновской области).
Лучшими в отборочном (заочном) туре стали:
8 класс:
Атаулова Регина МОУ Большеключищенская СОШ МО Ульяновский район – 86%
Скалкин Антон МОУ Карсунская СОШ МО Карсунский район – 79%
Сайфутдинова Айгуль МОУ Старобесовская ООШ МО Новомалыклинский район –79%
Хохлов Александр МОУ Скугареевская СОШ МО Тереньгульский район – 79%
9 класс:
Софронов Антон Педагогический лицей МОУ МО г.Димитровград – 93%
Горшков Даниил МОУ Октябрьский сельский лицей МО Чердаклинский район – 86%
10 класс:
Чумаченко Данил МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово МО Кузоватовский район – 93%
Щетинин Артем Педагогический лицей МОУ МО г.Димитровград – 86%
Горнухаев Виктор МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово МО Кузоватовский район – 82%
Кадышев Александр МОУ Базарносызганская СОШ№2 МО Базарносызганский р–н – 79%
В 11 классе был достигнут максимальный тестовый процент – 70%, довольно низкий, в связи с чем, финалисты для состязаний в очном туре не были определены.
Средние результаты тестирования представлены в таблице:
Класс |
Количество участников |
Затраченное время на тест (среднее значение), мин. |
Выполнение теста, % |
среднее значение |
макс. |
миним. |
8 класс (по тестам 9 кл.) |
38 чел. |
24 |
45,9 |
86 |
14 |
9 класс |
25 чел. |
24 |
46,8 |
93 |
7 |
10 класс |
30 чел. |
38 |
44,0 |
93 |
7 |
11класс |
37 чел. |
44 |
37,4 |
70 |
9 |
Как видим, среднее значение выполнения теста 8–10 кл. примерно на одном уровне, а вот в 11 кл. ниже, чем в 10 кл. на 7%.
Не усвоенные или слабо усвоенные темы в 9 классе (по классификатору Межрегионального сетевого объединения общественных методистов) (см. рис.):
1.3.5.Закон Архимеда
2.1.15.Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и кристаллизация
3.1.4.Закон Кулона
3.6.1.Прямолинейное распространение света в однородной среде
3.6.6.Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы
3.6.9. Оптические приборы (лупа, микроскоп, телескоп). Глаз – как оптическая система

Не усвоенные или слабо усвоенные темы в 10 классе (по классификатору Межрегионального сетевого объединения общественных методистов) (см. рис.):
1.2.12. Сила упругости. Закон Гука
1.2.13. Сила трения. (Коэффициент трения скольжения)
1.3.3.Давление жидкости и газа. Атмосферное давление
1.4.5.Мощность
1.4.6.Работа как мера изменения энергии
2.1.14.Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости
2.2.7.Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Первый закон термодинамики
3.2.11.Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах
3.6.1.Прямолинейное распространение света в однородной среде
3.6.6.Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы

Не усвоенные или слабо усвоенные темы в 11 классе (по классификатору Межрегионального сетевого объединения общественных методистов) (см. рис.):
1.2.0. Комплексные задания по динамике
1.4.5.Мощность
1.4.7.Кинетическая энергия
2.1.0.Комплексные задания по молекулярной физике
2.2.0.Комплексные задания по теме «Термодинамика»
3.1.0.Комплексные задания по электрическому полю
3.1.7.Принцип суперпозиции электрических полей
3.2.11.Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах

5 апреля 2013 года завершён III Межрегиональный Интернет–чемпионат. Необходимо отметить, что в этом году значительно увеличилось число участников Чемпионата по физике.
Тестирование учащихся 8-11 классов проводилось по итоговым тестам. Анализ результатов тестирования показывает положительную динамику усвоения многих тем курса физики, однако в целом проблема качества учебных достижений учащихся остаётся актуальной.
Подробнее сводные диагностические показатели по физике, полученные в ходе III Интернет-чемпионата, представлены
в аналитических картах результатов тестирования по физике (открыть...).
Надеемся, что этот анализ поможет учителям физики в их методической работе.
13.04.2013
|