Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 09.01.2022 г.  
Главная
Реформа образования
Диагностика учебных достижений школьников (Интернет–тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации



На пульсе Знания. Инновационный проект (Интернет-тестирование учебных достижений школьников)

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья





Муниципальная бюджетная образовательная школа интернат
«Гимназия-интернат №34»
г.Нижнекамск, Республика Татарстан

«Креативная образовательная компетенция на уроках русского языка»
(педагогический проект)










Третьякова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Третьякова Ирина Ивановна – опытный учитель, настоящий мастер педагогического труда, полностью посвятивший себя обучению учащихся на общечеловеческих ценностях, развитию высших духовных потребностей личности через приобщение к родному языку и литературе и укреплению их здоровья. Ее характеризуют умелое владение элементами деятельностного подхода, глубина знаний предметов, преподаваемых в начальных классах, высокий уровень культуры, демократический стиль общения с малышами и целенаправленная работа по развитию творческих способностей учащихся.

Главной задачей современного образования считает формирование у детей нравственных основ личности, национального самосознания, установок толерантного сознания и поведения, воспитание в детях патриотизма, гражданственности, культуры межнационального общения.

Педагогом разработаны авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе, которая отмечена Дипломом II степени шестого Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий в городе Казань; авторская программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» в условиях реализации ФГОС НОО, ценность которой заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ирина Ивановна в работе с учащимися использует разнообразные формы учебной деятельности: использование ИКТ на уроках, методы проектно–исследовательской деятельности, компьютерные презентации, игры, конкурсы, викторины. Уроки проводит интересно, ярко, организуя репродуктивную и творческую деятельность учащихся, применяя элементы технологии деятельностного подхода в образовательной системе, реализуя принципы творческой активности, самостоятельности в решении нестандартных задач и творческих заданий.


Креативность является важнейшей чертой современного человека.

В связи с этим перед школой встаёт задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. К образовательным достижениям ученика – через развитие творческих способностей.

В результате многолетней работы по формированию креативной компетенции учащихся сложилась собственная система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:
    1) диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков;
    2) целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося;
    3) создание психолого–педагогических и организационно–технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм;
    4) оценка эффективности и анализ результативности собственной педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие познавательной активности учащихся через креативную образовательную среду.

В центре педагогического проекта – влияние креативной образовательной среды, которая способствует активизации познавательной деятельности, а также формированию умений самостоятельно выражать свои мысли.

Актуальность выбранной темы – снижение интереса к предмету, общей культуры учащихся, грамотности.

Цель проекта – предложить педагогические находки для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Были использованы следующие методы исследования: анализ психолого–педагогической, лингвистической, методической литературы, учебно–методических пособий, относящихся к исследуемой проблеме; наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка.

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием правомерности использования креативного подхода на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся.

Если ученик в школе не научился сам творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать…
Л.Н.Толстой

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно является целеустремлённым, упорным, напряжённым трудом, которое требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Креативность характеризуется как форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Для формирования и развития творческих способностей ученика необходимы:
    – создание у ребёнка уверенности в своих силах;
    – создание соответствующего психологического климата;
    – соблюдение принципа «право на ошибку»;
    – учёт динамики успехов каждого ученика;
    – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

На уроках русского языка для развития творческих способностей учащихся используем следующие методы и приёмы: метод « открытий», метод диалогичности, метод сравнения, метод «погружения», метод исследования.

Разнообразие – добрый знак
хорошего преподавания.
Ф.И.Буслаев

Удовлетворять запрос ребёнка, «работать» на его интерес и успех считаем главным в образовательном процессе.

Для успешной деятельности по развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся необходимы следующие критерии:
    1) желание учителя и ученика работать творчески;
    2) самостоятельность;
    3) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;
    4) создание в процессе движения нового продукта.

Используем элементы технологии развивающего обучения.

  • Через нетрадиционные уроки.
  • Через систему нестандартных заданий.
  • Через использование межпредметных связей на уроках русского языка.

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(сочинения, изложения, творческие диктанты)

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)
  2. «Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.
  3. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).
  4. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.
  5. Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
  6. Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
  7. Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.
  8. Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).
  9. Сочинение «Проба пера».
  10. «Рекламное бюро».

Ученики стали внимательнее относиться к слову, появилась чёткая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно–выразительных средств языка.

Приём «памятки–зарисовки» развивает внимание, память, мышление. Данный приём используется и при написании сочинения. Например, расшифруйте слова, напишите сочинение на заданную тему.

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.

Им предлагаются такие задания:

  • составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
             Например: сапоги – ворона
    – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
    – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
    – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
    – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
  • придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события:
    – Девочка уронила карандаш на пол…
    – Учитель открыл классный журнал…

Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Нестандартные задания – понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например, пиктографический диктант.


         Как из лейки дождик льёт.
         Под ёлкой спрятался енот.

На уроках русского языка могут быть предложены различные нестандартные задания. Это могут быть проблемные ситуации, деловые и ролевые игры, конкурсы (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и другие задания с элементами занимательности (фантастические ситуации, лингвистические сказки, загадки, расследования).

Выполняя предложенные упражнения творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают словарные слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память.

Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.

ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: выдаём паспорт словам, проводим исследовательскую работу, играем со словами (метаграммы, шарады, анаграммы), создаём школьный «Картинный словарь».

Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, доклады, рефераты.

Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры.

За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по русскому языку, увеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных.

Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно–психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».

Библиографический список
1.Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
2.Волина В.В. Русский язык / В.В.Волина. – Екатеринбург: Арго, 1996.
3.Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся / Г.Г.Граник. – М.: Просвещение, 1994.
4.Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика / В.А.Иванова, Г.А.Панов, З.А.Потиха, Ф.П.Сергеев. – Волгоград, 1961.
5.Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995.
6.Ладыженская Т.А. Творческие диктанты / Т.А.Ладыженская. – М.: Учпедгиз, 1963.
7.Машарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1997.
8.Мельникова Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения // Психология и школа.2008.№1.
9.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М., 2008.
10.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М., 2009.
11.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под. редакцией С.М.Смирнова. – М.: Академия, 1999.
12.Розенталь д.Э. Говорите и пишите по–русски правильно/ Д.Э.Розенталь. – М.: Айрис–пресс, 2007.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
14. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста / З.Ф.Ульченко. – М.: Просвещение, 1982.
15. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка / Л.А.Шипачева // Русская словесность. – 2000. – № 5.
16.Юнина Е.А. Парадигма современного образования // Школьные технологии. 2005. №2.

25.07.2012

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2022, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru