 |
В.А. Основина зав. кафедрой управления образованием УИПКПРО, к.п.н.
|
Работа кафедры управления образованием УИПКПРО с педагогическими коллективами ряда школ, деятельность в рамках Ассоциации лучших школ по проблеме управления качеством образования позволила выявить ряд проблем, над которыми предстоит серьезная работа перед началом нового учебного года.
Первая проблема: использование в работе устаревшего программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса: календарно-тематическое планирование, дидактические и контрольно-измерительные материалы. Используемые педагогами материалы не отражают существенных изменений, внесенных федеральным компонентом государственного стандарта в цели обучения, содержание учебного материала, способы организации самостоятельной деятельности учащихся, систему контроля и оценивания знаний и умений учащихся.
Изучение и анализ материалов выходной диагностики, выпускных работ слушателей корпоративных (на базе школ) курсов выявил еще одну проблему, без решения которой невозможен переход на новые технологии обучения. Можно использовать 5-10 элементов из разных технологий, как это делают отдельные педагоги, но в любом случае это не ведет к повышению эффективности учебного процесса. Главным действующим лицом на уроке остается учитель, а учащиеся выполняют чаще пассивную роль или действуют по указанию учителя. Настоятельное требование времени - переход на деятельностный, компетентностный подход в обучении. И набором из отдельных технологий обучения, какими бы эффективными они не были, достичь целей образования, определенных государственным стандартом общего образования, нельзя. Это вторая, серьезная проблема. Ее решение требует от каждого педагога больших усилий, самообразовательной работы по изучению стандарта, разработке современного программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса.
Начнем с рабочих программ и календарно-тематического планирования к ним. Они должны отражать педагогическую систему обучения.
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности обучающегося. Обязательные элементы педагогической системы: цель, содержание образования, дидактические процессы, средства обучения (в том числе учитель), организационные формы, контроль.
Цель - системообразующий элемент педагогической системы.
Цель - заранее определяемые (прогнозируемые) результаты обучения и воспитания, которых стремятся достичь в педагогическом процессе. У значительной части педагогов - устаревшая система целеполагания: суть ее выражается ключевыми словами "познакомить учащихся", "сформировать представлении", "показать способы…".
А если учитель формулирует цели для себя, то и учебный материал он подбирает под себя, без учета различных возможностей и способностей сидящих в классе учащихся.
Содержание учебного материала как элемента педагогической системы должно реализовывать заданные аспекты целей образования и соответствовать обязательному минимуму содержания основных образовательных программ государственного стандарта. А в обязательном минимуме содержания по каждому учебному предмету предполагается деятельностный подход по овладению учащимися не только знаниями, а их системой, способами познания, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.
А дальше, если анализировать педагогическую систему - устаревшие методы обучения и фронтальные формы организации деятельности учащихся, чаще по первому типу ориентировочной основы деятельности ("делай как я").
Особое место в педагогической системе занимают методы контроля.
Они выполняют контрольно-корректирующую функцию в педагогическом процессе, связанную с его диагностикой и управлением и призваны обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося) в процессе обучения. Насколько обеспечивается обратная связь (внешняя и внутренняя) - это тема отдельного разговора.
Решение выявленных в ходе работы с педагогами проблем требует существенного обновления содержания и форм научно-методической работы. Работу методических объединений и творческих групп учителей необходимо направить на создание принципиально нового дидактического обеспечения учебного процесса, главным действующим лицом которого является ученик. Каждый учащийся, независимо от его способностей, возможностей должен быть мотивированно "включен" в активную деятельность на уроке в зоне его ближайшего развития. Для этого предстоит разработать УМК для учащихся, включающие алгоритмы деятельности по решению творческих заданий, различных проблем (познавательных в предметной области знаний, общественных, личных). И на этой основе создание каждым учителем принципиально новой системы контроля и оценивания знаний учащихся, которая бы позволила каждому ученику подтвердить свой школьный балл в условиях новой формы государственной итоговой аттестации выпускников - ЕГЭ.
В учреждениях образования - членов Ассоциации формируется интересный опыт по решению указанных выше проблем. Думается он станет предметом обсуждения в рамках интернет-конференции. Приглашаем всех к активному обсуждению проблемы качества образования и поиску путей его повышения.
С пожеланиями успехов В.А. Основина
|