Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 09.01.2022 г.  
Главная
Реформа образования
Диагностика учебных достижений школьников (Интернет–тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации



На пульсе Знания. Инновационный проект (Интернет-тестирование учебных достижений школьников)

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




Информационные технологии управления качеством образования в образовательном учреждении

(инновационные исследования, практический опыт, анализ внедрения)

ИНТЕРНЕТ - КОНФЕРЕНЦИЯ

ТЕМА: Проблемы качества обучения в условиях модернизации системы образования
(по результатам мониторинговых исследований готовности выпускников школ Ульяновской области к сдаче ЕГЭ-2008)


   Проблемы повышения качества обучения

(итоги мониторинговых исследований)

Ефремова Марина Александровна,
Директор МОУ Силикатненской средней общеобразовательной школы МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области. Президент Ассоциации лучших школ

открыть полный текст статьи…


   Управление и информатизация в школьном образовании

(«взгляд со стороны» – комментарий инженерной службы по итогам мониторинговых исследований)

Маттис Валерий Павлович,
Генеральный директор Симбирской инновационной компании, выпускник Парижского филиала Международного центра менеджмента качества EURO-SYMBIOSE

открыть полный текст статьи…


   Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении

(новые технологии управления качеством образования в школе)

Филюк Елена Викторовна,
учитель информатики и ИКТ, заместитель директора по УВР МОУ Силикатненской средней общеобразовательной школы муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, выпускница международной программы «Учителя – Учителям», LTMS 2007.

открыть полный текст статьи…

   Компьютерное репетиционное тестирование по модели ЕГЭ выпускников 11-х классов

(опыт мониторинговых исследований)

Кафидова Вера Викторовна,
Директор МОУ СОШ №1, г. Барыш
Титова Ирина Юрьевна,
Заместитель директора по инновационной работе
МОУ СОШ №1, г. Барыш
открыть полный текст статьи…

   Роль входной диагностики в процессе регулирования и коррекции знаний обучающихся по русскому языку в учреждении среднего профессионального образования

(анализ результатов тестового контроля)

Трифонова Алевтина Владимировна,
Почетный работник СПО, преподаватель русского языка и культуры речи УТЭП

открыть полный текст статьи…

Конференция закрыта 1-го сентября 2008г.

Открыть комментарии, сообщения, отзывы, предложения...
В.А. Основина
зав. кафедрой управления образованием УИПКПРО, к.п.н.

Работа кафедры управления образованием УИПКПРО с педагогическими коллективами ряда школ, деятельность в рамках Ассоциации лучших школ по проблеме управления качеством образования позволила выявить ряд проблем, над которыми предстоит серьезная работа перед началом нового учебного года.

Первая проблема: использование в работе устаревшего программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса: календарно-тематическое планирование, дидактические и контрольно-измерительные материалы. Используемые педагогами материалы не отражают существенных изменений, внесенных федеральным компонентом государственного стандарта в цели обучения, содержание учебного материала, способы организации самостоятельной деятельности учащихся, систему контроля и оценивания знаний и умений учащихся.

Изучение и анализ материалов выходной диагностики, выпускных работ слушателей корпоративных (на базе школ) курсов выявил еще одну проблему, без решения которой невозможен переход на новые технологии обучения. Можно использовать 5-10 элементов из разных технологий, как это делают отдельные педагоги, но в любом случае это не ведет к повышению эффективности учебного процесса. Главным действующим лицом на уроке остается учитель, а учащиеся выполняют чаще пассивную роль или действуют по указанию учителя. Настоятельное требование времени - переход на деятельностный, компетентностный подход в обучении. И набором из отдельных технологий обучения, какими бы эффективными они не были, достичь целей образования, определенных государственным стандартом общего образования, нельзя. Это вторая, серьезная проблема. Ее решение требует от каждого педагога больших усилий, самообразовательной работы по изучению стандарта, разработке современного программно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса.

Начнем с рабочих программ и календарно-тематического планирования к ним. Они должны отражать педагогическую систему обучения.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности обучающегося. Обязательные элементы педагогической системы: цель, содержание образования, дидактические процессы, средства обучения (в том числе учитель), организационные формы, контроль.

Цель - системообразующий элемент педагогической системы.

Цель - заранее определяемые (прогнозируемые) результаты обучения и воспитания, которых стремятся достичь в педагогическом процессе. У значительной части педагогов - устаревшая система целеполагания: суть ее выражается ключевыми словами "познакомить учащихся", "сформировать представлении", "показать способы…".

А если учитель формулирует цели для себя, то и учебный материал он подбирает под себя, без учета различных возможностей и способностей сидящих в классе учащихся.

Содержание учебного материала как элемента педагогической системы должно реализовывать заданные аспекты целей образования и соответствовать обязательному минимуму содержания основных образовательных программ государственного стандарта. А в обязательном минимуме содержания по каждому учебному предмету предполагается деятельностный подход по овладению учащимися не только знаниями, а их системой, способами познания, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

А дальше, если анализировать педагогическую систему - устаревшие методы обучения и фронтальные формы организации деятельности учащихся, чаще по первому типу ориентировочной основы деятельности ("делай как я").

Особое место в педагогической системе занимают методы контроля.

Они выполняют контрольно-корректирующую функцию в педагогическом процессе, связанную с его диагностикой и управлением и призваны обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося) в процессе обучения. Насколько обеспечивается обратная связь (внешняя и внутренняя) - это тема отдельного разговора.

Решение выявленных в ходе работы с педагогами проблем требует существенного обновления содержания и форм научно-методической работы. Работу методических объединений и творческих групп учителей необходимо направить на создание принципиально нового дидактического обеспечения учебного процесса, главным действующим лицом которого является ученик. Каждый учащийся, независимо от его способностей, возможностей должен быть мотивированно "включен" в активную деятельность на уроке в зоне его ближайшего развития. Для этого предстоит разработать УМК для учащихся, включающие алгоритмы деятельности по решению творческих заданий, различных проблем (познавательных в предметной области знаний, общественных, личных). И на этой основе создание каждым учителем принципиально новой системы контроля и оценивания знаний учащихся, которая бы позволила каждому ученику подтвердить свой школьный балл в условиях новой формы государственной итоговой аттестации выпускников - ЕГЭ.

В учреждениях образования - членов Ассоциации формируется интересный опыт по решению указанных выше проблем. Думается он станет предметом обсуждения в рамках интернет-конференции. Приглашаем всех к активному обсуждению проблемы качества образования и поиску путей его повышения.

С пожеланиями успехов В.А. Основина


Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2022, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru