Новые формы обеспечения качества образования
(комментарии проекта нового закона «Об образовании»)
|
Вадим Витальевич Чеха,
начальник Управления правового, инструктивного и аналитического обеспечения Рособрнадзора.
|
|
27 июля 2012 |

1. Общие положения
Одним из важнейших значимых для образования событий, которое произойдет в ближайшем будущем, является принятие проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», который направлен на регулирование всех вопросов образования. Принятие данного проекта затронет каждого участника образовательных отношений.
Впервые, основной закон, регулирующий сферу образования, будет предусматривать перечень понятий, используемых для регулирования сферы образования и определения данных понятий. Так, в частности необходимо обратить внимание на такие понятия как:
- «воспитание», под которым в проекте понимается «организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно–нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства»;
- квалификация, под которой в проекте понимается «характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций»;
- образовательная программа, под которой в проекте понимается «утвержденная в установленном порядке учебно–методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно–педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и (или) направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся»;
- «примерная образовательная программа» , под которой в проекте понимается «учебно–методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы»;
- «учебный план» , под которым в проекте понимается «документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»;
- «средства обучения» , под которыми в проекте понимаются «приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно–наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно–программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы».
2. Регулирование вопросов качества образования
Особое внимание следует обратить внимание на содержащееся в проекте понятие «качество образования» , которое определяется как «комплексная характеристика образования, выражая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
В ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» качество образования понимается как соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям (пункт 2 статьи 38). Нетрудно увидеть то, что в проекте закона качество образования предполагает соответствие не только образовательному стандарту, но и потребностям заказчика образовательных услуг.
При этом определение качества образования как соответствия стандарту предполагает в качестве результата процесса определения такого соответствия два варианта решения (соответствует или не соответствует). В то же время очевидным является то, что оценка качества образования предполагает необходимость существования различных результатов такого рода оценки, не сводимых только лишь к категориям «да» или «нет».
Именно поэтому актуальной задачей после вступления в силу проекта закона будет являться разработка и применение механизмов, обеспечивающих установление соответствия качества образования потребностям заказчика. При этом полагаем, что под заказчиком следует понимать не только сторону договора на оказание платных образовательных услуг, но и органы местного самоуправления, органы государственной власти, финансирующие подведомственные образовательные учреждения с целью обеспечения предоставления услуг лицам, имеющим право на получение бесплатного образования и выступающими таким образом заказчиками.
Большое значение в проекте закона уделяется процедурам, обеспечивающим качество образования.
Процедура лицензирования образовательной деятельности в основном не содержит каких–либо новелл по сравнению с действующим порядком регулирования, введенным с 1 января 2011 года. Одной из основных особенностей действующего порядка является регулирование вопросов лицензирования образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Государственная аккредитация, также как и в действующем законе, предусматривает подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, качества образования по реализуемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, основным образовательным программам. Новеллой является возможность получения государственной аккредитации индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.
Сохраняется норма о том, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по заявлениям индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Так же сохраняется положение о том, что при проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы профессий, направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее аккредитованных филиалах и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам профессий, направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня профессионального образования и присваиваемой квалификации (степени)), считаются имеющими государственную аккредитацию.
Проект предусматривает, что в проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты и (или) экспертные организации в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. При проведении аккредитационной экспертизы эксперты и экспертные организации не могут находиться в трудовых или гражданско–правовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, в отношении образовательной деятельности которых проводится аккредитационная экспертиза, либо в любой иной зависимости от этих лиц.
Аналогичен также Закону Российской Федерации «Об образовании» установленный в проекте срок действия свидетельства о государственной аккредитации, который составляет:
- шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
- двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Так же как и в нынешней ситуации, большое значение в регулировании процедуры государственной аккредитации имеет положение о государственной аккредитации, утверждаемое Правительством Российской Федерации. Данное положение должно будет после вступления в силу проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» установить:
- требования к заявлению о государственной аккредитации, перечень включаемых в него сведений, перечень и требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации;
- порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, и их приема аккредитационным органом;
- порядок проведения аккредитационной экспертизы, включая порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы;
- особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций, образовательных организаций религиозных организаций в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников; образовательной деятельности школ загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;
- порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации;
- порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;
- основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации;
- порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации;
- особенности проведения государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении отдельных государственных учреждений.
3. Контроль качества образования
Статья 96 проекта направлена на регулирование собственно вопросов контроля качества образования. Так же как и в нынешней ситуации, государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования.
Федеральный государственный надзор в области образования предусматривает деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами (далее для целей настоящей статьи – юридические лица) требований, установленных законодательством об образовании, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства об образовании, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства об образовании при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.
Федеральный государственный контроль качества образования в проекте предусматривает деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников юридического лица требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Контроль качества образования предусматривает следующую систему действий указанных органов:
- проведение проверки качества образования;
- выявление (не выявление) нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта;
- в случае выявления нарушения выдача предписания об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения не более шести месяцев.
- представление отчета об исполнении предписания;
- при неисполнении указанного предписания – возбуждение дела об административном правонарушении в отношении образовательного учреждения и (или) должностных лиц образовательного учреждения;
- при неисполнении указанного предписания –приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп профессий, направлений подготовки и специальностей на срок, не превышающий шесть месяцев.
- возобновление действия свидетельства о государственной аккредитации, в случае если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации представлены документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации;
- лишение государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп профессий, направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этом юридическом лице и (или) его филиале в случае не представления документов, подтверждающих исполнение предписания.
4. Новеллы проекта в части, касающиеся качества образования
Проект закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает новые формы обеспечения качества образования. Среди таковых возможно выделить педагогическую экспертизу, которая проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления в них положений, способствующих негативному (вредному) воздействию на качество и условия освоения обучающимися образовательных программ определенного уровня и (или) направленности.
Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются участники образовательных отношений.
Заключение по результатам педагогической экспертизы рассматривается федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы.
Другая новелла проекта – независимая оценка качества образования, которая проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ в целях объективизации оценки качества образования и результатов обучения, повышения уровня информированности граждан и работодателей о качестве предоставляемого организацией образования и эффективности управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Данная независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в порядке, определяемом организацией, проводящей такую оценку, и может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», результатов общественной и профессионально–общественной аккредитации, информации, предоставленной организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проведение мониторинговых исследований по вопросам оценки учебных достижений обучающихся, формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.
В проекте также более подробно регулируется общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально–общественная аккредитация образовательных программ. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающего критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных организаций. Объединения работодателей (работодатели) соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, профессиональные сообщества и (или) уполномоченные ими организации вправе осуществлять профессионально–общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессионально–общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающим требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля.
На основе результатов профессионально–общественной аккредитации профессиональных образовательных программ объединениями работодателей (работодателями), профессиональными сообществами и (или) уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, основанные на достоверных и объективных данных.
Порядок профессионально–общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и права, предоставляемые реализующей аккредитованную профессиональную образовательную программу организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется проводящим ее объединением работодателей (работодателем), профессиональным сообществом.
Тем не менее, принципиально важной задачей связанной с дальнейшим совершенствованием проекта должно выступить встраивание результатов указанных выше процедур, составляющих новеллы проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» в систему государственных процедур – государственной аккредитации и государственного контроля качества образования, а также процедуры лицензирования образовательной деятельности. То есть результаты государственных процедур должны как–либо учитывать и независимую оценку качества образования, и профессионально–общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, и общественную аккредитацию организаций.
При иной ситуации окончательно закрепится положение, при котором в отношении каждого образовательного учреждения будут сосуществовать две параллельно развивающиеся и не пресекающиеся реальности – одна, предусматривающая наличие лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, положительных результатов проверок, другая – набор оценок, которые даются обучающимися, их родителями, работодателями, иными лицами. Последний набор оценок, как правило, выражается в том, что родители «всеми правдами и неправдами» стремятся забрать свих детей из школы, которая их не удовлетворяет по качеству обучения, но обладает всеми вышеперечисленными результатами прохождения государственных процедур или в том, что в объявлениях о наборе на работу указывается: «с дипломами ... (наименование вуза) – не беспокоить».
Источник: HTTP://WWW.EUREKANET.RU/EWWW/INFO/16791.HTML
|