Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 10.01.2022 г.  
Главная
Реформа образования
Диагностика учебных достижений школьников (Интернет–тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации



На пульсе Знания. Инновационный проект (Интернет-тестирование учебных достижений школьников)

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья





Открытое образование и интеграция культур
(тезисы выступления на Региональном образовательном Мегафоруме «Открытое образование и интеграция культур»)


Уба Екатерина Владимировна,
Министр образования Ульяновской области.
27 августа 2012

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на Региональном образовательном Мегафоруме–2012.

Региональный образовательный Мегафорум-2012 года посвящен поиску ответов на три ключевых вопроса, равно актуальных и для мира, и для России:

  • как сделать образование по–настоящему открытым;
  • как добиться сопряжения политики образования с достижением максимальных социальных эффектов;
  • каким образом сделать образование, наряду с культурой, ресурсом развития.

В мероприятиях Форума участвуют представители родительской общественности, промышленных предприятий, бизнеса, власти. Наработки круглых столов, мозговых штурмов и мастер–классов, родившиеся в рамках тематических секций, станут предметом рефлексии в рамках публичного обсуждения в сети Интернет.

О формировании культуры прозрачности, открытости говорят сегодня все. («открытое Правительство», «открытое министерство», «открытая среда», «открытое общество»). Мир продолжает стремительно меняться, скорость изменений нарастает, увеличивается взаимозависимость многих процессов и явлений. Именно открытость является условием выживания в современном быстро меняющемся мире.

Меняется образовательная политика государства.

1. Затраты на образование перестают рассматриваться в качестве бремени государства, а начинают считаться инвестициями, вложениями в будущее. От взгляда на образование как на сферу услуг идеология государства движется к пониманию того, что это часть сферы производства, причём самая важная – воспроизводство человека.

2. Мы вернулись к классическому пониманию целей образования – многостороннее развитие человека, и наша цель не элитарное, но эгалитарное образование для всех.

3. Изменилась сама парадигма взаимодействия между федеральным министерством и региональными структурами. Федеральные регламенты начинают строиться на продуктивном опыте регионов.

Своеобразным индикатором изменений позиции общества и государственной политики является история создания проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проект был разработан в 2010 году. За эти годы прошёл беспрецедентное общественное обсуждение. Поданы одиннадцать тысяч поправок. Вы знаете, что законопроекты не являются объектами авторского права. Но можно сказать, что все, кто участвовал в обсуждении этого закона, тоже «являются его соавторами». Такой вот уникальный прецедент заинтересованного коллективного создания федерального закона.

И это объяснимо: закон станет основополагающим нормативным правовым актом на ближайшие годы. Он будет решать три основные задачи.

Задача номер один – стабилизация: закон должен обеспечить социальную справедливость и социальную стабильность в сфере образования.

Впервые на законодательном уровне государством признаётся особый статус педагогических работников в обществе. Существенно, что все права и меры социальной поддержки педагогов закрепляются за ними вне зависимости от места работы: школа, больница, учреждение соцзащиты. У нас раньше и по настоящий день эти меры соцподдержки распространялись только на педагогов, работающих в школах. Будущий закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставит гарантии по оплате труда всем педагогическим работникам, закрепляя уровень оплаты труда не ниже среднего по экономике региона. Эта мера станет серьезным завоеванием закона об образовании.

Вторая задача – это модернизация: необходимо привести систему образования в соответствие с новыми требованиями времени и социальными условиями.

Третья задача – закрепить принципы открытости как системообразующие в сфере образования.

Законопроект закрепляет возможность участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности (например, проведение общественной и общественно–профессиональной аккредитации, учёт её результатов при государственной аккредитации, участие в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и пр.)

Вводятся процедуры независимой оценки качества образования, которые позволят специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в том числе определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования

Проект закона закрепляет введение требований к Интернет–сайтам образовательных организаций, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования.

Проект закона постепенно выравнивает права негосударственных и государственных образовательных организаций, предусматривается возможность бюджетного финансирования частных образовательных организаций. Существенно расширены образовательные возможности граждан, закреплены возможности выбора образовательных траекторий, возможности индивидуализации.

Основная суть проводимых системных изменений в образовании – это достижение максимальных социальных эффектов.

Система образования, адекватная вызовам эпохи, возникает не сама по себе, – её создают люди. И в конечном счете от них – то есть от нас с вами – зависят желаемые социальные эффекты. Проблема, таким образом, в том, умеем ли мы видеть связи между своей повседневной работой и будущими эффектами, умеем ли мы их фиксировать и оценивать.

Сегодня особенно важно развитие существующей системы повышения квалификации педагогических работников.

Сейчас для этого существует гораздо больше возможностей, чем ещё несколько лет назад. Этому способствует конкуренция между площадками, на которых ведётся обучение педагогов. Учителя получили возможность выбирать между научно-практическими центрами разных регионов.

Кроме того, полноценными площадками повышения квалификации теперь могут стать и сами образовательные учреждения. Зачастую инновационная практика в школах, в учреждениях профессионального и дополнительного образования опережает развитие теоретического её осмысления. Особенно это заметно именно в вопросах воспитания, где невозможно задать строгие и единые для всей страны стандарты. Мы привыкли говорить о так называемых «базовых школах» с точки зрения образовательной практики. Необходимо, чтобы мы использовали это понятие и по отношению к образовательным учреждениям с точки зрения ведущих воспитательных практик.

Нужно использовать возможности гибких моделей, накопительной системы повышения квалификации, сетевого взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровнях, задействуя возможности и дистанционных форм, и проведение вебинаров, в том числе, с разнообразным тьюторским сопровождением. Необходимо внимательно изучать опыт внедрения модели по построению непрерывной системы повышения квалификации по индивидуальной образовательной программе с использованием тьюторского сопровождения и ресурсов сети Интернет. В настоящее время федеральной инновационной площадкой этой модели является Архангельская область, в ближайшее время планируется её апробация в Карелии, Республике Коми и Санкт–Петербурге.

Можно создать правовые, финансовые условия, но главная проблема – менталитет педагога. Здесь нужны кардинальные изменения.

Мы очень много говорим об образовательных стандартах, но в разрезе обучающегося. Необходимо заняться всерьёз «моделью специалиста, преподавателя». Инновационное развитие – это жизь в ситуации, когда изменения являются условием выживания. Профессионал инновационного типа – человек, способный проектировать себя в своей деятельности.

Анализ имеющихся в настоящее время данных позволяет предположить, что максимальное количество людей, способных занять авторскую позицию по отношению к самому себе, находится в пределах от 5 до 15 %. В учителя должны идти те, что способен это делать. Рост индивидуального профессионализма в образовании зависит сейчас напрямую от самого человека и от образа желаемого будущего, готорое он для себя рисует. Что стоит делать в любом случае, так это не переставать задавать вопросы. Кто я такой? Как я живу? О чём я на самом деле мечтаю? Куда я иду? Куда идёт мир? Где я хочу оказаться через 5 лет, 3 года, год? Что для меня главное?

Задачи перед отраслью в разрезе дошкольного, общего и начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время разработан проект областной целевой программы «Модернизация системы дошкольного образования в Ульяновской области» на 2013-2015 годы. Среди программных мероприятий строительство современных дошкольных образовательных учреждений, возврат в действующую сеть зданий бывших детских садов, ранее используемых не по назначению, капитальный ремонт зданий детских садов, находящихся в аварийном состоянии, открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, а также мероприятия по поддержке альтернативных и вариативных форм дошкольного образования.

В целях дальнейшего развития альтернативных форм дошкольного образования в регионе нам необходимо провести работу по совершенствованию нормативной базы. На уровне Ульяновской области разработать и принять закон о государственно – частном партнерстве (для передачи объектов по концессионным соглашениям НОУ).

В 2012 году продолжается реализация Комплекса мер модернизации образования. Общий объем финансирования из федерального бюджета в 2012 году на его реализацию – 607,5 млн.рублей.

За прошедший год мы многого с вами достигли. С 1 сентября 2011 все общеобразовательные учреждения реализуют ФГОС начального общего образования. С первого сентября 2012 года будет введён ФГОС основного общего образования в 5–х классах в пилотном режиме.

В целях подготовки условий для реализации ФГОС были проведены серьёзные мероприятия, направленные на улучшение инфраструктуры образовательных учреждений.

В результате проведённых мероприятий в рамках модернизации образования улучшились индикативные показатели:

  • наполняемости классов школ области по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4,2% ;
  • произошло увеличение числа общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня на 11,5%;
  • выросло на 10,9% число учреждений, имеющих классы профильного обучения. При этом увеличилось число классов с технологическим (на 14%); химико-биологическим (на 17%), социально-экономическим (на 13,5%) профилями;
  • увеличилось количество детей–инвалидов, которым созданы условия для дистанционного обучения на 150 человек (в 2010 году – 174). Для координации, организационно–методического сопровождения дистанционного обучения детей–инвалидов открыт Ресурсный центр дистанционного образования для детей-инвалидов. Реализация проекта в 2012 года позволит создать условия для 474 детям-инвалидам (100% от потребности), не имеющих медицинских противопоказаний, учиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • увеличилось количество предметов, по которым в Ульяновской области проводится Всероссийская олимпиада школьников до 25, в том числе по этнокультурному компоненту. С целью привития интереса к истории, к культуре родного края в 2012 году дополнительно была включена олимпиада по краеведению.

Неплохие показатели и на всероссийском уровне. 14 победителей региональных олимпиад подтвердили глубокие знания и на заключительном этапе Всероссийской олимпиады.

По итогам всероссийской олимпиады школьников утверждены 6 человек: 2 победителя и 4 призёра награждены Грантом Президента Российской Федерации в сумме 60 и 30 тыс. рублей соответственно.

Подведены итоги участия Ульяновской области в ЕГЭ 2012 года.

В 2011 году Ульяновская область в числе трёх регионов РФ приняла успешное участие в апробации независимых моделей проведения ЕГЭ. На территории Ульяновской области в 2012 году был запущен в эксплуатацию выделенный защищённый канал связи с муниципальными органами управления образования, аналогичный каналу связи РЦОИ с Федеральным центром тестирования и позволяющий обеспечить формирование региональной базы участников ЕГЭ в соответствии с Правилами формирования федеральной информационной системы, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.01.2012 №36.

Всего Государственную (итоговую) аттестацию в форме Единого Государственного Экзамена сдавали 6 349 человек.

Можно с уверенностью говорить о повышении качества общего образования, так как стобалльных результатов становится с каждым годом больше. В 2009 году 16 выпускников показали 100–балльный результат (история, русский язык, математика, физика, литература), в 2012 их стало в 2 раза больше – 32 выпускника показали максимальные результаты по информатике, истории, русскому языку, химии, математике, обществознанию, географии, литературе.

Медалями «За особые успехи в учении» награжден 561 выпускник. Из них: 315 – серебряными, 246 – золотыми медалями.

Выпускники, получившие золотые медали, награждены премией в размере 1000 рублей, серебряные медалисты – премией в размере 500 рублей.

Возросла активность школ, принимающих участие в различных конкурсах. В 2011 году впервые состоялись два конкурса по дополнительному финансовому стимулированию муниципальных общеобразовательных учреждений, с объёмом финансирования из средств регионального бюджета – 50 млн. рублей каждый.

В конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные проекты, приняли участие 95 учреждений области, 50 - стали победителями, получив гранты в размере от 100 тысяч до 2 млн. рублей.

Второй конкурс проведён в целях поддержки общеобразовательных учреждений, содержание которых обусловлено социально-экономической необходимостью. В конкурсе приняли участие 208 учреждений Ульяновской области. Распределение субсидий осуществлено в соответствии с рейтингом, все 208 школ получили финансовую поддержку от 61 до 650 тыс. рублей.

Ульяновская область выиграла конкурсный отбор региональных программ развития образования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов".

В 2011 году заключено соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на создание стажировочной площадки (привлечены 3,58 млн. рублей из федерального бюджета).

На территории Ульяновской области проведены научно-практические семинары для руководящих и педагогических работников, в которых приняли участие 800 специалистов из различных регионов РФ (Тамбовской области, Вологодской области, Чувашской Республики, Пензенской области, Самарской области, Краснодарского края).

Ульяновская область стала площадкой проведения межрегиональных, всероссийских мероприятий и успешно привлекает интеллектуальный потенциал для дальнейшего развития отрасли.

В 2012 году Министерство образования видит основную задачу в обеспечении доступного качественного образования через:

  • реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на территории Ульяновской области на период 2011 - 2015 годов и развитие базовых общеобразовательных учреждений - ресурсных центров;
  • внедрение федеральных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области в пилотном режиме, и начального общего - в штатном режиме;
  • использование дистанционных образовательных технологий и реализацию сетевого взаимодействия учреждений системы образования с заинтересованными ведомствами с целью обеспечения предпрофильного и профильного образования в соответствии с задачами социально-экономического развития региона;
  • развитие системы выявления и поддержки одарённых детей;
  • создание новой модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов;
  • реализация проекта по внедрению системы международного бакалавриата .

Мы вместе должны размышлять о возможности изменения схемы распределения средств и о своеобразной реформе управления (школы могут быть переданы от муниципалитетов к регионам).

Идею о реформе школьного управления активно поддерживает комиссия по образованию Общественной палаты РФ, один из самых влиятельных экспертов, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. По его мнению, существующая система распределения средств на школьное образование «грозит разбалансировкой». Сейчас деньги на школы регионам выделяет федеральный центр. Регионы перечисляют школам часть средств для зарплат педагогам, а остальные деньги передают муниципалитетам. «Муниципалитеты, которые сейчас являются учредителями школ, должны оплачивать их коммунальные платежи и некоторые другие расходы. Но когда деньги приходят в муниципалитет, у него есть право распоряжаться ими по своему усмотрению. В итоге до школ деньги доходят не в полном объеме». Такая ситуация, по мнению эксперта, грозит сорвать переход школ на новый стандарт образования, который после долгих дискуссий был принят этой весной. «Из–за наличия финансового посредника в лице муниципалитетов мы просто не узнаем, сколько будет стоить переход на стандарт, предполагающий строительство бассейнов, тёплых туалетов, проведение экскурсий, – считает Александр Адамский. Необходимо, чтобы финансирование велось из одного источника, иначе школа будет жить отдельно от стандарта».

Сейчас такая схема распределения средств в виде эксперимента существует в Ингушетии и Самарской области. Она же фактически действует в Москве и Санкт–Петербурге, которые являются и муниципалитетами, и субъектами РФ.

По данному вопросу есть аргументы и «за» и «против», потребуются обстоятельные обсуждения.

Совершенствование профессионального образования.

Основной задачей 2012 году является совершенствование прогнозирования потребности в рабочих кадрах. Исходя из чётко сформированного заказа на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики региона в целом и муниципального образования в частности, в будущем мы на 50% сократим постоянное переобучение специалистов с высшим образованием. Необходимо наладить трёхстороннее взаимодействие работодателей, образовательных учреждений профессионального образования и школ. При организации целевого набора необходимо также руководствоваться потребностями региона и организовать систему наставничества и вести выпускника школы на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении среднего или высшего профессионального образования.

Мы должны создать рейтинговую систему востребованности на региональном уровне профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, учитывающую кластерный подход при формировании потребности в кадрах.

Создать региональную государственно-общественную систему оценки качества профессионального образования.

Мы должны создать единую региональную межведомственную систему профилактики социального сиротства, которая позволит усилить межведомственное взаимодействие, повысит эффективность предпринимаемых мер.

Задачи серьёзные, требующие большой работы, веры в свои силы и любви к делу. Но вдумаемся в этиомологию слова «профессия», которое происходит от латинского «profiteor» – объявляю своим делом. «Путь осилит идущий!»

Источник: //www.minobr.ulgov.ru/28/404/3724/

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2022, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru