Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 04.12.2019 г.  
Главная
Реформа образования
Независимая система оценки качества образования
На пульсе Знания (Межрегиональный проект
Профильное троеборье "К вершинам профессии"
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Публикации, интервью, исследования
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации


Региональный Интернет–чемпионат по общеобразовательным дисциплинам учащейся молодёжи

Внутришкольный мониторинг качества обучения. Инновационный проект


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья




Развитие образования в Ульяновской области: проблемы и перспективы
(Интервью Министра образования Ульяновской области И.В.Балашовой)

В силу занятости Министра, нам не удалось встретиться и провести интервью в личной беседе, но Ирина Владимировна любезно согласилась ответить на наши вопросы в дистанционном режиме через пресс–службу Министерства.

Публикуем дистанционный диалог с первым лицом ульяновского образования, подготовленный совместно с пресс–службой Министерства.

15 июля 2009 г.

Ирина Владимировна! Поздравляем Вас с назначением на должность Министра образования Ульяновской области! Надеемся на сотрудничество с нашим порталом и, в связи с этим, позвольте задать Вам несколько вопросов.


Как Вы оцениваете состояние региональной системы образования на сегодняшний день, какие Вы видите недостатки и положительные моменты в сравнении с другими регионами РФ? Какие приоритеты в развитии регионального образования будут Вами выстраиваться в контексте реализации представленной Правительством РФ современной модели образования – 2020?

В целом состояние системы образования в Ульяновской области можно оценить, как стабильно развивающееся. Увеличиваются инвестиции в систему образования. К примеру, с начала 2006 года, в рамках ПНПО, в региональную систему образования инвестировано 1 311,19 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 619,42 млн. руб., из регионального бюджета – 691,77 млн. руб. По сравнению с 2006 годом инвестиции в ПНПО в 2007 году увеличились в 1,6 раз, а по сравнению с показателями 2008 и 2009 годов происходит увеличение более, чем в 2 раза. Растёт количество учреждений повышенного уровня, внедряются инновационные педагогические технологии, улучшается материальноþтехническая база школ и детских садов. В целом по области растёт уровень качества образования. Так, по итогам сдачи единого государственного экзамена Ульяновская область оказалась в числе наиболее успешных регионов, где средняя доля выпускников, справившихся с ЕГЭ, составила 95% (в среднем по России – 89,4%).

Тем не менее, в региональной системе образования существует ряд острых проблем, над решением которых трудится наше Министерство. Прежде всего, – это проблема неэффективного использования бюджетных средств и низкого уровня качества образования в малокомплектных школах. Эти проблемы приходится решать, оптимизируя сеть общеобразовательных учреждений. Оптимизируя сеть, Министерство не забывает об обеспечении опорных школ специализированным автотранспортом. В 2009 для перевозок школьников планируется закупить 95 школьных автобусов. Подобного случая приобретения школьных автобусов ещё не было за все годы реализации ПНПО в Ульяновской области. Для сравнения, в 2007–2008 годах, в сумме, было закуплено 87 автобусов, а в 2009 г. их закупается 95.

Другая проблема, требующая серьёзных ассигнований, – ремонт аварийных школ. В целях решения данной проблемы проводится планомерная работа с привлечением федеральных субсидий на проведение аварийных мероприятий. В результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной и законодательной власти на ремонт аварийных школ Ульяновской области планируется выделение 113,7 млн. руб. В настоящее время решается вопрос о привлечении дополнительного финансирования в размере 66 млн. руб.

Не менее актуальными являются проблемы внедрения новых образовательных стандартов, поддержки талантливых учеников и педагогов, развития современной школьной инфраструктуры, обеспечения здоровья школьников.

С учётом существующих проблем, Министерство образования планирует их решение в соответствии с направлениями, разработанными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которую выдвинул Президент РФ Д.А.Медведев.

Таким образом, на ближайшие годы деятельность Министерства образования будет сосредоточена на следующих приоритетах:

  • обновление образовательных стандартов;
  • система поддержки талантливых детей;
  • развитие учительского потенциала;
  • создание современной школьной инфраструктуры;
  • сбережение здоровья школьников.

В последнее время очень много внимания уделяется оценке качества образования, во многих регионах разрабатываются системы оценки качества образования (РСОКО). Как обстоят дела в нашем регионе, когда планируется создать такую систему в Ульяновской области?

Комментарий пресс–службы: В соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области «О Комитете по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области № 30/526 от 25.12.2007 «Об утверждении Положения Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области» был создан самостоятельный орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования. К основным полномочиям Комитета, определённым Положением Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, относятся: 1. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений. 2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. 3. Государственный контроль качества образования. Поэтому вопросы по РСОКО уместнее будет задать им.

В настоящее время в образовательных учреждениях внедряется новая система оплаты труда (НСОТ). Как Вы оцениваете первые результаты внедрения этой системы в образовательные учреждения области? Как внедрение системы повлияло на качество обучения?

Да, действительно, с 1 января 2009 года все образовательные учреждения перешли на отраслевую систему оплату труда.

При этом мы ставили перед собой следующие цели:

  • стимулирование работников образования на повышение результативности и качества труда;
  • обеспечение приведения квалификации работников в соответствие с новыми целями образования;
  • привлечение квалифицированных кадров в систему образования через изменение системы оплаты труда.

Введение новой системы оплаты работников даёт возможность связать заработную плату с качеством и результативностью труда, повысить стимулирующую функцию оплаты труда через увеличение в общем фонде оплаты труда объема стимулирующих надбавок.

Однако, финансовый кризис в настоящее время не даёт возможности полностью реализовать задуманное.

Ограниченные финансовые возможности не позволяют направить на увеличение фонда оплаты труда тот объём средств, которым наиболее полно можно стимулировать работников за результативность труда.

Но и такие скромные возможности уже дают свои результаты.

К распределению стимулирующей (премиальной) части теперь привлекаются специально созданные комиссии, в состав которых входят и школьное самоуправление, и представители родительских комитетов, и профсоюзные органы. Это позволило уйти от единовластной раздачи поощрений.

Ну и конечно, результаты ЕГЭ.

Мы можем гордиться, что преодолели «барьер страха» перед этой новой формой итоговой аттестации.

В апреле этого года приказом Министерства образования №183 утверждено Положение о вариативных формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области. Какие принципиальные отличия или подходы будут осуществляться при аттестации педагогов в соответствии с новым положением. Разработаны ли методические рекомендации, и где педагоги области могут с ними ознакомиться в открытом доступе?

Разработанное положение содержит принципиально новые положения и в значительной степени изменяет процедуру проведения аттестации. Новыми моментами этого положения являются, во–первых, введение вариативных форм аттестации: защита опытно–экспериментальной разработки, защита педагогического или управленческого проекта, творческий отчет, собеседование, портфолио. Педагог может выбрать наиболее удобную для него форму аттестации.

Вторым важным моментом является владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). В программе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования вводится учебный модуль, включающий в себя владение персональным компьютером и определение профессиональной компетентности. Это нововведение направлено на повышение компьютерной грамотности педагогов, которую они впоследствии смогут применить в учебном процессе.

В–третьих, вводятся общественные эксперты в экспертный совет при Главной аттестационной комиссии для оценки результатов деятельности аттестуемого. В оценку результатов деятельности аттестуемого закладываются критерии оценки, аналогичные критериям оценки деятельности лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». Введение общественных экспертов будет способствовать распространению педагогического опыта и, кроме того, мы уйдем от субъективности оценки, и процедура аттестации становится открытой. Министерством образования уже формируется банк данных по общественным экспертам.

При экспертной оценке руководителей обязательно будет учитываться мнение руководителей органов управления образованием, трудового коллектива, родительской общественности, попечительских и управленческих советов об эффективности профессиональной управленческой деятельности аттестуемого. Таким образом, внедрение такой оценки будет способствовать повышению качества работы педагогического работника, увеличению активности его участия в профессиональных конкурсах, конференциях, в учебно–методических объединениях различных уровней, инновационных выставках и представит всестороннюю оценку его работы.

Еще одним важным моментом является введение самоанализа. При составлении самоанализа педагоги сами будут оценивать результаты своей деятельности по разработанной шкале, и по результатам самоанализа они будут видеть, на какую категорию они могут претендовать, и при недостаточном количестве баллов на желаемую категорию, педагог сможет более активно работать в том направлении, по которому у него недостаточно баллов. Таким образом, педагог будет стремиться повышать свою квалификацию на протяжении 5 лет, то есть всего аттестационного периода.

Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработаны и изданы пособия «Методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации педагогических работников Ульяновской области», ознакомиться с которыми, и, по желанию, приобрести можно там же, в УИПК ПРО.

В этом году популярный в педагогической среде конкурс «Учитель года России» отмечает свой 20–летний юбилей. В связи с этим большое значение имеет освещение этого мероприятия, в том числе и в Интернет–изданиях. К сожалению, последнее подробное представление региональных участников этого конкурса на тематическом сайте состоялось в 2007 году. Планирует ли Министерство продолжить эту работу в этом году и в дальнейшем?

Министерство образования Ульяновской области очень гордится своими педагогическими сотрудниками и уделяет много внимания их участию в различных конкурсах, в том числе и конкурсу «Учитель года России». На сайте Министерства ежегодно освещаются условия участия, проведение и победители этого конкурса. 2009 год не был исключением, и мы от всей души поздравляли призеров и победителя областного этапа конкурса – Людмилу Капустину. Разумеется, помимо сайта, информация о конкурсе и победителях прошла и в других СМИ.

Учитывая, что 2010 год объявлен годом Учителя, мы намерены уделять участникам конкурса «Учитель года» повышенное внимание, чтобы ими могла гордиться вся область.

На Вашем официальном сайте опубликована информация о намерениях распространения в Ульяновской области опыта Министерства образования Пермского края по внедрению социальной образовательной сети. Ирина Владимировна, прокомментируйте, пожалуйста, намерение Министерства Ульяновской области в части подписания соглашения по вопросу внедрения в Ульяновских школах электронных дневников в составе социальной сети Пермского края. Чем не устраивают Министерство электронные дневники, разработанные ульяновскими специалистами, и уже внедренные в некоторых школах? Министерство образования Пермского края на реализацию этого проекта выделило 30 миллионов рублей, какие затраты планирует Министерство образования области на поддержку данного сотрудничества?

26 июня 2009 на базе МОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ состоялся межрегиональный семинар по созданию Социальных образовательных сетей в регионах Российской Федерации. Семинар проводился в рамках Заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО. В ходе семинара был изучен опыт Пермского края по созданию социальных образовательных сетей.

Основная цель данного семинара заключалась в поиске способов взаимодействия с региональными структурами в построении единого информационного пространства нашего округа. Данное взаимодействие с Министерством образования Пермского края ни в коем случае не противопоставляется сотрудничеству со структурами нашего региона. Напротив, Министерством образования Ульяновской области рассматривается возможность налаживания контактов между ними, что непременно планируется указать, в случае подписания договора. Заключение договора о сотрудничестве с Министерством образования Пермского края не потребует привлечения каких-либо бюджетных ассигнований от Ульяновской области. Помимо этого, образовательные учреждения, педагоги, учащиеся и родители, изъявившие желание принять участие в проекте, смогут это сделать абсолютно бесплатно - и это общеизвестный принцип социальных образовательных сетей, который, к сожалению, не всегда соблюдается в нашей области. Покрытие расходов на содержание социальных образовательных сетей в данном случае будет осуществляться на сугубо добровольной основе, посредством использования дополнительных сервисов. Министерство образования Ульяновской области всегда готово рассмотреть аналогичные предложения от наших партнёров, с возможностью их включения в трёх- или четырехсторонние договоры о сотрудничестве.

Как часто Вы выходите в сеть Интернет, какие сайты посещаете и планируете ли создание личного ресурса?

Сетью Интернет, как и любому современному руководителю, мне приходится пользоваться ежедневно и в активном режиме. Наибольший интерес представляют сайты Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и сайты Министерств образования других регионов России. Также весьма полезен федеральный портал «Российское образование». Что касается создания личного ресурса, то в ближайшее время он не планируется.

Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» по приглашению пресс–службы МОН РФ принимает активное участие в освещении различных мероприятий федерального уровня, входит в постоянный пул журналистов. А вот у себя в регионе, к сожалению, такого контакта с Министерством образования мы не можем наладить, несмотря на многократные наши обращения и предложения. Планируете ли Вы организовать постоянное системное взаимодействие со СМИ по опыту пресс-службы МОН РФ, и какие механизмы для этого будут использованы? Как Вы относитесь, например, к идее создания постоянной рубрики «От первого лица» с Вашим участием на нашем портале?

К сожалению, нам не известна схема Вашего взаимодействия с МОН РФ, и мы готовы передать ее в нашу пресс–службу для ознакомления, но со СМИ Ульяновской области у нас давно налажен достаточно четкий и работающий механизм взаимодействия через пресс–службу Министерства образования Ульяновской области. Информация о новостях и мероприятиях нашего Министерства регулярно обновляется на официальном сайте www.minobr.ulgov.ru, и у представителей СМИ всегда есть возможность запросить дополнительные сведения. Создание рубрики «От первого лица» в отдельно взятом СМИ, как и создание личного ресурса, пока не планируется. Возможно, подобная рубрика появится на официальном сайте Министерства образования Ульяновской области.

Редакция портала выражает благодарность пресс–службе Министерства образования Ульяновской области и всем специалистам Министерства, принявшим участие в подготовке этого интервью, а также надежду на дальнейшее открытое сотрудничество Министерства со СМИ, в том числе, и с отдельно взятыми.

Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2019, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru